1155 подписчиков
По итогам конференции буду выкладывать здесь основные моменты моего доклада на тему «Досудебная практика реабилитации клиентов по Закону 115-ФЗ».
Первое, с чего я хочу начать, так это с блокировок физических лиц.
Как работают все банки. Когда у физического лица выявляются сомнительные операции, ему как правило блокируются все электронные средства платежа (доступ в мобильный банк и банковская карта). Далее банк начинает разбираться.
Официальной статистики блокировок физических лиц нет и не будет. Так как банки блокируют электронные средства платежа по своим внутренним правилам и никуда не отчитываются. И вообще, никакой статистики вести не должны.
По моей личной статистике, из тех клиентов, кто обращается ко мне – 70% блокировок обоснованные.
Кого чаще всего блокируют:
1️⃣ Лиц, которые ведут незаконную предпринимательскую деятельность или используют счета физ. лица для предпринимательской деятельности. Например, когда зачисляют выручку от клиентов на счета своей карты или закупают товар серыми методами для перепродажи на маркетплейсах.
2️⃣ Криптообменники и арбитражники криптовалют. С последними это происходит, если у них нет всех документальных подтверждений транзакций и источника официального дохода.
Кого же блокируют необоснованно?
В основном – это криптоинвесторы. Структура их операций очень похожа на криптообменник, т.е., зачисления от множества физ лиц и списание в адрес множества физ лиц. Усугубляет еще тот факт, что при купле-продажи крипты на P2P обменниках можно часто встретить дропов, за операции с которыми люди часто получают блоки по 115-ФЗ.
Еще один фактор, почему криптоинвесторов необоснованно блокируют – это они сами, когда пытаются ответить на запрос банка самостоятельно. Т.е, не дают полного описания своей деятельности, не в полной мере предоставляют документацию и пр. Банк видит, что много вопросов не закрыто и признает таких клиентов сомнительными, оставляя в силе блок по 115-ФЗ.
К сожалению, много банков в своей работе используют формальный подход и не проявляют клиентоориентированности в таких случаях. Однако, немало и коллег, которые пытаются вникнуть и разобраться в ситуации. Здесь есть еще над чем работать и клиентам, и банкам.
1 минута
27 ноября 2023