132 подписчика
Зрительно-логическая, а не фонетический
— За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые перешли в 1985 году — спасибо Эльконину
В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое
А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта
Произношение первично, а буквы вторичны
У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут "йожык", "агур’эц"
И эта звуковая запись идет по седьмой класс
В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков
Заговорили о вырождении
А это плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа
Букварь Эльконина был создан в 1961 году, но не был внедрен, потому что желания это делать не было
Считалось, что он, возможно, интересен как новый подход, но в школе будет с ним трудно
Тем не менее, Эльконин с соратниками настойчиво продолжали попытки внедрения своего метода, и когда в семидесятые годы в школы пошли дети, поголовно умеющие читать, то сложилось мнение, что букварь работает неплохо, давая детям более объемное видение и слышание языка
Эльконин был человек очень активный, видный ученый, он и его ученики "продавили" внедрение букваря, обучение по которому началось в 1983-1985 годах
Но именно тогда экономическая ситуация в стране стала меняться: в девяностые в школу пошли дети, которых родители не научили читать, потому что им уже не хватало времени и денег, и дефект новой системы стал абсолютно очевиден
Фонетическая система порождала проблемы
Стали учить фонетическому разбору с детского сада
Ведь чему учат детей?
Что "мышка" и "мишка" начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному
А "зуб" и "суп" в этой системе оканчиваются одинаково
Нинают писать буквы, и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми
Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать?
Они потом и пишут "фторник", "ва кно" вместо "в окно"
У Эльконина была теория, что чтение — это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить
А на самом деле чтение — это понимание графических символов, а озвучивание — это музыка
У него вообще много теоретически сомнительных высказываний, и все это с пиететом цитируется
На этом люди делают диссертации и потом, естественно, держатся за эти подходы
Говорят, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить
Но в школе для глухонемых прекрасно учились грамотному письму тем же методом – зрительно-логическим
А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого
©Людмила Аполлоновна Ясюкова
2 минуты
27 ноября 2023