Найти тему
237 подписчиков

Образ войны в русском искусстве


Лев Толстой в 1904 после начала русско-японской войны написал памфлет «Одумайтесь», где заклеймил войну и тех «просвещённых людей», которые войну инициируют, но сами на неё не идут, в итоге расплачиваются за это другие.

Но позвольте, разве молодой Лев Толстой по собственной воле и из-за карточных долгов не отправился воевать сначала на Кавказ, где оставался два года, воевал храбро, уничтожал горцев под Кизляром, был приставлен к награде? А затем он отправился в Севастополь, командовал батареей, там написал первый из «Севастопольских рассказов», был награждён орденами и медалями. Он бы воевал и дальше, но стал писать эпиграммы и сатирические песни на генералов, за что его отругали и отправили в Петербург.

Очевидно, 4 года, проведённых по собственной воле и с целью заработка в упоении войной и «Одумайтесь» не бьется. Как и листовская сутана аббата, что-то тут не кошерно.

Можно ещё вспомнить художника Василия Верещагина, писавшего груды черепов и поля, усеянные трупами солдат, но стоило начаться какой-то войне, как его туда тянуло в угаре патриотизма как пчелу на мёд. Сначала он воевал в Самарканде, за что получил Георгия, которого с гордостью носил, потом поехал в Китай, где усмиряли мусульман, и писал картины разрушенных городов и горы черепов. Верещагин настолько упивался войной, что император Александр II сказал: «либо Верещагин скотина, либо совершенно помешанный человек».

Узнав, что началась русско-турецкая война, Верещагин тут как тут. Участвует в боевых действиях. При осаде Плевны в бою погибает его брат. Сам художник получает тяжёлое ранение на миноносце «Шутка» на Дунае. И все это исключительно по своей воле, никто его там не держал и даже денег не платил.

Видно, Верещагина как человека культурного и совестливого тяготило его собственное влечение к смерти, мортидо, и он писал о том, как отвратительна война и узаконенные убийства людей, призывал к христианским ценностям, как и Толстой, но как только начиналась война, тут же снова отправлялся на фронт убивать. «Я взялся за разработку этих сюжетов далеко не в сентиментальном духе, так как мне самому случалось убивать в различных войнах не мало своих ближних …. но вид этих груд человеческих существ, зарезанных, застреленных, обезглавленных, повешенных на глазах по всей области от границ Китая до Болгарии, неминуемо должен был оказать [ВНИМАНИЕ!] живое влияние на художественную сторону замысла». Короче, все это нужно было Верещагину для вдохновения. Так он реализовывал свои драйвы, как сказали бы сегодня психоаналитики. Картины у него просто офигительные, конечно, в Третьяковке висят.

Верещагин и погиб на той самой русско-японской войне, против которой протестовал старый, «надевший сутану» Толстой, погиб вместе с адмиралом Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Отношение людей к войне - тема куда более глубокая и сложная, чем это представляется в памфлетах и лозунгах. Как мозг можно увидеть через сосуды глаза, так и через военное творчество гениев можно заглянуть за невидимую границу психических механизмов восприятия человеком жестокости и культа силы.
В.Верещагин. «Калмыцкий лама»
Образ войны в русском искусстве   Лев Толстой в 1904 после начала русско-японской войны написал  памфлет «Одумайтесь», где заклеймил войну и тех «просвещённых людей», которые войну инициируют, но сами
2 минуты