54 подписчика
ПРО СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ, народ, власть и церковь
Ученых людей хлебом не корми - дай лишь что поисследовать. Исследуют народную религиозность, методиками разными пользуясь в чистом виде и междисциплинарно. И публикуют. В Киберленинке, например, статьи - в открытом доступе, главное - грамотно ссылаться на публикацию надо. Правильная ссылка - в конце поста.
Вот цитата из одного такого исследования - о святых источниках в уральских землях в интересное время - послевоенное хрущевское. В частности, и об отношении РПЦ к проявлениям народной религиозности.
Для иллюстрации явления подобрала картинку в #госкаталог - собрание Российского этнографического музея.
Справедливости ради отмечу: эта фотка в ГК по ссылке характеризует уже иную эпоху в развитии народной религиозности - начало 2000-х.
«…Позиция представителей РПЦ по отношению к народной религиозности была обусловлена двойственностью положения официальной церкви в СССР, начиная с периода заключения так называемого «конкордата» государства и церкви в годы Великой Отечественной войны.
Священнослужители разных уровней пытались избежать двойного конфликта - с верующими, с одной стороны, с советскими надзорными органами и органами местного управления и партийным руководством - с другой. Многие батюшки, стремившиеся уклониться от конфликта с «гражданской властью», отказывались проводить богослужения на «святых источниках», вызывая нарекания со стороны верующих.
В 1960 г. уполномоченный по Пермской области сообщал в Совет по делам РПЦ о «правильном» настоятеле церкви в с. Кольцово, который, «если удержится», «отучит» своих прихожан от паломничества на ключ. Далее уполномоченный достаточно подробно остановился на конфликте лояльного власти настоятеля кольцовской церкви Андреева с епископом Павлом. Последний сравнивал его с предыдущим священнослужителем Ахидовым, сумевшим возродить «святой ключ», и добивался отставки Андреева.
Аргументами в борьбе было недовольство верующих батюшкой и падение доходов церкви из-за сокращения числа паломников...
Фигуры двух настоятелей кольцовской церкви - Ахидова и Андреева - олицетворяют два варианта практик приспособления к антирелигиозной политике государства, встречавшиеся повсеместно на территории СССР. Один предпочел поддержку верующих и епископа, другой выбрал лояльное поведение по отношению к светской власти.
Необходимо отметить также, что нередко руководители епархий сами стремились умерить батюшек на местах, поощрявших паломничества, чтобы сохранить статус-кво во взаимоотношениях с партийно-государственными организациями.
Условия антирелигиозной кампании стимулировали рост конфликтности в среде священнослужителей и церковного клира. Настоятель церкви в г. Чердынь, обращаясь к уполномоченному с жалобой об ущемлении своих прав, использовал «святой источник» как аргумент в борьбе с конкурентом:
«Я служил почти два года в г. Чердыни и никаких чудес, представьте, там не видел, а вот сейчас съездил и узнал, что игумен Харитон там служит полтора месяца и уже раскопал в подвале церкви "святой источник". Вы ведь знаете его, что он до всяких чудес охоч, за что и сидел дважды. Такой игумен опять там что-нибудь накрутит. Церковь там на горе и там несколько природных источников, таких же, как и под церковью, но они, конечно, не святые и никто их ранее не освящал»…»
2 минуты
26 ноября 2023