Найти тему
18 подписчиков

В январе 1882 года Уильям Огл (1827-1912), врач и натуралист, состоявший с Чарльзом Дарвиным (1809 -1882) в переписке, прислал ему свой недавно опубликованный перевод книги Аристотеля «О частях животных». Перевод предварялся объемным введением Огла и сопровождался подробными филологическими и естественно-научными комментариями. Примечательно, что Огл был преданными сторонником эволюционной теории Дарвина и в сопроводительном письме написал: «Дорогой мистер Дарвин! Я имел удовольствие послать вам копию перевода De Partibus Аристотеля; и я чувствую некоторую собственную важность, выступая …формальным представителем Отца исследователей природы – его великому преемнику. Если бы эта встреча произошла в реальной жизни, какой бы любопытной она была! Я могу себе представить, как старый телеолог покосился бы с немалым подозрением на своего преемника и очень бы изумился… Демокрит, которого он, как он думал, окончательно и навсегда раздавил, снова ожил в человеке, которого он видел перед собой!» Далее Огл высказал предположение, что Аристотель, выслушав доводы Дарвина, как настоящий «охотник за истиной» «сдался бы… и сжег бы все свои сочинения».  Подарок Огла, по всей видимости, воодушевил Дарвина. Прочитав введение к переводу, а также первую книгу и начало второй, он откликнулся письмом, исполненным восхищения:

«Позвольте мне поблагодарить вас за удовольствие, доставленное мне Введением в книгу Аристотеля. Я редко читал что-нибудь, что заинтересовало бы меня больше... Из цитат, которые я видел, я составил высокое представление о достоинствах Аристотеля, но я не имел ни малейшего представления о том, каким замечательным человеком он был. Линней и Кювье были двумя моими богами, хотя и в разном отношении, но в сравнении со стариком Аристотелем они просто школьники». 
Это письмо впоследствии немало удивляло исследователей Дарвина, поскольку телеологизм Аристотеля и эволюционизм Дарвина несовместимы. Но, видимо, обилие и тщательность проведенных Аристотелем наблюдений, а также совершенные им первые шаги в систематизации живого мира произвели на Дарвина гораздо большее впечатление, чем забавные ошибки и предрассудки Аристотеля, также обсуждавшиеся ими в переписке.
Огл был приятно удивлен реакцией Дарвина: «Спасибо за ваше доброе и похвальное письмо о «Частях животных». Это доставило мне большое удовольствие. Я рад также, что добавил к вашим богам третье лицо и завершил Троицу». Важно будет упомянуть, что это сочинение Аристотеля было одной из последних книг, которые Дарвин читал перед смертью (19 апреля 1882).
2 минуты