22 подписчика
«По единодушному мнению матери и наблюдателей…».
Рискнем взглянуть на историю рассказанную Фрейдом из полевой парадигмы?
Мать и другие люди, окружающие ребёнка, испытывали какие-то чувства (вину?) вызванные тем, что матери приходится регулярно оставлять ребёнка.
Напряжение этой незавершенной ситуации естественно влияло на их восприятие и заставляло подмечать именно такую фигуру, впечатляться именно этой игрой ребенка (и трактовать ее опрелеленным образом - обратите внимание - ребенок не говорит «прочь», он говорит лишь «оооо»).
То есть именно бессознательное взрослых выхватывало из окружающей среды такой паттерн - исчезать-возвращаться, бросать-приходить.
Ну а дальше интенсивное внимание к определенным действиям ребенка подкрепляли их и фиксировали (так формируется симптом).
А теперь цитата:
«У этого милого ребенка была лишь одна несколько неприятная привычка, а именно: забрасывать все маленькие предметы, которые попадали ему в руки, далеко от себя в угол комнаты, под кровать и т. д., так что поиск и собирание его игрушек зачастую бывали нелегкой работой.
При этом он с выражением интереса и удовлетворения издавал громкое протяжное «о-о-о-о», которое по единодушному мнению матери и наблюдателей было не просто междометием, а означало «прочь». В конце концов я заметил, что это игра и что ребенок использовал все свои игрушки лишь для того, чтобы поиграть с ними в игру, которую можно было бы назвать «Уходи».
Однажды я сделал наблюдение, которое подтвердило мои догадки. У ребенка была деревянная катушка с намотанной на нее бечевкой. Ему никогда не приходило в голову, например, таскать ее за собой по полу, то есть поиграть в тележку, но он с большой ловкостью, держа катушку за веревочку, бросал ее за край своей кроватки, в результате чего она там исчезала; при этом он произносил свое многозначительное «о-о-о-о», а затем снова вытаскивал катушку за бечевку из кровати, приветствуя на этот раз ее появление радостным «вот».
В этом и заключалась вся игра — в исчезновении и возвращении, из которых обычно удавалось наблюдать только первое действие. Оно само по себе без устали повторялось в качестве игры, хотя большее удовольствие, несомненно, было связано со вторым актом'.
Теперь толкование игры напрашивалось само собой. Она была связана с большим культурным достижением ребенка - с осушествленным им самим отказом от влечения (отказом от удовлетворения влечения), то есть с тем, что он не сопротивлялся уходу матери».
З. Фрейд, «По ту сторону принципа удовольствия»
2 минуты
25 ноября 2023