Найти в Дзене

Категорийный отказ: перевозчики столкнулись с нехваткой дальнобойщиков


В филиале Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО обратились с письмом к Минтрансу и Торгово-промышленной палате (ТПП) с предложениями, которые помогут решить проблему нехватки водителей. Дальнобойщиков действительно мало — эксперты оценивают дефицит в 23%, или примерно в полмиллиона человек. Более того, средний возраст работников компаний-грузоперевозчиков достиг 50–55 лет, и в отрасли ожидают, что проблема станет критической уже через несколько лет.

В письме ассоциации перевозчиков в адрес ТПП и Минтранса содержится восемь предложений (имеются в распоряжении «Известий»), многие из которых касаются обучения на категории С, D и Е. Так, для мальчиков с девятого класса школы предлагается ввести изучение устройства автомобилей, а студентов колледжей обучать на права категории С. Также предлагается выделять в городах и районах с населением более 300 тыс. человек земельные участки для размещения учебных автодромов под грузовики, а сами учебные заведения с лицензиями на обучение этих категорий освободить от налогов за аренду земли.

Советник филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу Александр Салаутин рассказал «Известиям», что один из важнейших пунктов в списке предложений касается объективной оценки потребности регионов в водителях категорий С, D и Е.

— Официальной статистики по дефициту водителей нет, оценки потребности водителей-профессионалов не существует. В регионах ведут учет потребности в кадрах по многим направлениям, но водители входят в общую группу рабочих профессий.

Поэтому уральский филиал АСМАП предлагает разработать индикатор обеспеченности регионов водителями автотранспортных средств для перевозки пассажиров, грузовых товаров и крупнотоннажных грузовых, выделив их из общего перечня рабочих профессий.

Какова нехватка водителей в России

Официальной оценки потребности нет, но, подчеркнули в АСМАП, с проблемой дефицита водителей-дальнобойщиков сталкиваются по всей России. Цифры разные. Так, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко указал, что дефицит водителей большегрузов в России за пять лет увеличился с 15 до 21%.

— При этом во многих транспортных компаниях средний возраст сотрудников уже достиг 50–55 лет, — рассказал он «Известиям». — А молодые люди не спешат связывать свою жизнь с профессией водителя. Из-за нехватки водителей уже простаивает до 5% автопарков отдельных отечественных компаний. При такой тенденции уже через несколько лет отрасль достигнет критических цифр.

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль в беседе с «Известиями» оценил общую нехватку водителей по всем регионам примерно в 400 тыс. человек.

Президент общероссийской общественной организации «Водители России» Олег Торош рассказал «Известиям», что в отрасли работает около 7 млн человек, нехватка водителей — 23% по отрасли (после сентября 2022 года было даже 26%), в натуральном выражении более 500 тыс. человек. Средний возраст водителей — 48–52 года. На фоне этих цифр простой автомобильного транспорта достигает 40%, сказал эксперт. Он полагает, что к 2030 году автотранспортная отрасль столкнется с кадровым кризисом — дефицит достигнет более 40%.
2 минуты