Найти тему

Историк Наталья Таньшина пишет:


Грядет очередная реформа образования.
На территории центра «Сириус» состоялась встреча министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с ректорами российских вузов, на которой обсуждалась реформа системы высшего образования, направленная на отказ от Болонской системы. Как сообщает «Коммерсант», господин Фальков полагает, что магистратура «не состоялась» из-за недостатка кадровых, инфраструктурных и образовательных ресурсов».
Магистратура не состоялась, на мой взгляд, прежде всего потому, что она изначально была построена на разрушительной и колониальной Болонской системе, точнее, системе «оболонивания», или уж если совсем точно, оболванивания молодежи (и я писала об этом еще лет десять назад).
В результате была разрушена нормальная система образования. Если брать историю, то часы на разные исторические курсы катастрофически сокращались, зато появлялось множество дисциплин с новомодными названиями, всякими историями на микроуровне, историями насилия, женщин, городов и т.д. В итоге истории как таковой студенты не знали вовсе. И не по их вине, у них просто не было истории. Да и сейчас ситуация не лучше: «академическое чтение», «академическое письмо», «критическое мышление», «технология какой-то там работы», несколько иностранных языков – а истории как таковой почти нет! У историков!

В результате к магистратуре студенты разных вузов приходят с очень разным уровнем подготовки, потому что у всех разные курсы, где-то осталось больше «нормальных» исторических дисциплин, где-то сплошь «критическое мышление».

А в магистратуре - «кадровые проблемы, как отмечает министр. Магистратура – это высшее звено, это, вроде бы, про подготовку будущих исследователей-ученых. Но зачастую кто ведет занятия в магистратуре? Должна вести профессура, доктора наук, но ведь на деле бывает далеко не всегда так, причем по разным причинам. Бывает просто нет этих самых докторов-профессоров (а это тоже проблема, корнями уходящая в ту же самую систему оболванивания). Или доктора есть, но им поручают вести занятия во множестве групп у первокурсников-неисториков (конечно, с этими ребятами должны заниматься исключительно специалисты высочайшего уровня!)

В результате кандидаты наук «окормляют» множество дисциплин в магистратуре. Где с одним и тем же преподавателем пара-тройка магистрантов изучает непонятные дисциплины с очень замысловатыми названиями. Поэтому и не идут бывшие студенты-бакалавры в магистратуру, им там просто неинтересно, они знают, что их ждет в родном вузе. Или ищут магистратуру в другом университете в надежде, что, может там будет лучше.

Согласна с г-м Фальковым, что число реализуемых в России магистерских программ неадекватно высоко: «В 451 из 489 государственных вузов реализуются программы магистратуры. Так не бывает, не может быть такого количества магистерских программ», - заявил министр. Потому что это ведь будущие ученые. А сколько из них идут в науку? Много ли? Ответ очевиден.

В общем, разрушили саму основу высшего образования, создали непонятную магистратуру, а это все самым непосредственном образе отражается и на уровне аспирантов.

И что самое интересное, порой те же самые люди, которые прежде насаждали Болонскую систему, теперь так же активно борются с ней. А что, движуха!
2 минуты