Найти тему
18,3 тыс подписчиков

Далеко не каждый, кто смотрел телешоу "Форт Боярд", знает, что оригинальное название Fort Boyard произносится как "Фор Буайар". Этот "Буайар" оказался одним из самых эпичных долгостроев XIX столетия. Дело в том, что проектировщики ещё Наполеоновской эпохи не учли, насколько каменные блоки фундамента, которые укладываются непосредственно на морское дно, под своим весом постепенно погружаются в ил и песок. И как тут строить?


Возведение форта было окончено аж через 56 лет после его начала. Уже Крымская война отгремела. К этому моменту металлургия, химия и баллистика шагнули далеко вперёд. Форт стал попросту не нужен. Впрочем, он всё ещё мог использоваться как тюрьма.

Или как арена для телешоу!

И одним из номеров этого шоу была игра, обычно именуемая "Палочки". Суть её проста, как три аккорда. На игровом столе выложено 20 деревянных палочек. Игрок и Мэтр Теней (один из "боссов" всей телеигры, скажем так) по очереди берут одну, две или три. Но не больше. Проигрывает тот, кто забирает последнюю.

Тем не менее, за внешней простотой кроется серьёзный упор на внимательность и логику. Сколько раз Мэтр Теней, скрывая улыбку под маской, демонстрировал последнюю палочку игроку-оппоненту, которому надлежало её забрать и, таким образом, проиграть! Выглядело эффектно.

Вот только ещё меньшее число зрителей, чем то, которое знало настоящее произношение слов Fort Boyard, имело представление о том, что игру придумали отнюдь не создатели шоу. И у неё даже есть вполне конкретное название. Нет, не "Палочки".

Это вариант т.н. "игры Баше́", и её прообраз известен как минимум с начала XIII века.

Сам по себе Баше, а точнее - Клод Гаспар Баше де Мезирьяк, - был весьма серьёзным математиком своей эпохи. В 1635 году он стал одним из первых членов Французской академии, которая только-только получила первые средства от французской короны по протекции Ришельё (того самого). Кстати, на полях одной из научных книг, которую Баше перевёл с греческого, лично Пьер Ферма впервые записал формулировку своей Великой Теоремы. Впрочем, мы отвлеклись...

Так вот. Суть "оригинальной" игры Баше заключается в следующем. Перед двумя игроками имеется, скажем так, кучка некоторых небольших предметов - будь то камушки, монеты, драгоценности, головы еретиков... Каждый игрок берёт любое количество предметов, но не более, чем было оговорено заранее. Проигрывает тот, кому нечего брать. Классическая версия игры Баше предполагает, что предметов 15, и брать можно от одного до трёх.

Не совсем то, что мы видим в записях, сделанный в стенах форта Боярд, верно?

А теперь разложим предметы из кучки в ряд, договоримся, что все они будут одинаковыми деревянными палочками, увеличим их число до 20... И играем не в "классику", а в т.н. "мизер" (преферансисты поймут)! Т.е. побеждает не тот, кто забирает последний предмет, а тот, кто его НЕ забирает. Вуаля! Перед нами игра Баше форта Боярд!

Кстати, про XIII столетие - не оговорка, хотя сам Баше жил лет на 300 позже. Дело в том, что впервые в своих сочинениях подобную игру ещё в 1202 году упомянул знаменитый математик Леонард Пизанский. Он вообще был большим любителем логических игр и математических турниров. Да, таковые устраивались уже в ту эпоху. Правда, в истории Леонард более известен не под тем именем, которое получил при рождении, а под прозвищем - Фибоначчи.
2 минуты
136 читали