Найти в Дзене

ТЫЛ, 1942: ДНЕВНИК Бориса Королева


Дневниковые записи человека, в 1942 году полуодиноко-полусемейно служившего в пределах Ивановской области. Жена - в сельской школе, дети - в Ростове, главная забота: прокормить всех.

«…Вместе с мешечниками едет и Нина, в их школе отпускают за картошкой, но в последний момент попалась машина идущая на Ярославль и мы решили с ней, что она поедет в Ростов и свезет ребятам кой что из продуктов.

Перед нашим отъездом узнал: не дают бензину на Нинину машину. Как она доедет не знаю?

До Москвы я спал. Слышу будят: «Н[ачальни]к, а н[ачальни]к дороги через Владимир на Иваново нет, река Нерль разлилась, можно ехать только через Ростов Яр. Сон сразу слетел с меня, мне хотелось прыгать, петь, кричать от радости. Я тороплю шофера: «Давай скорей заворачивай, чего стоишь едем чер[ез] Ростов, выезжай на Ярославское шоссе».

Итак я и Нина едем к семье, к Танечке, Римке, бабушке. А как мне хочется видеть Таничку нашу крошечку! Какая она, я и не представляю? Лене хочется ехать быстро, а дорога не позволяет, асфальт очень разбит.

На всем протяжении дороги, нам часто попадались «грачи» они шли и группами и в одиночку, не которые сидят в доль дороги. И каждый из них поднимает руку, желая подъехать часто показывают спирт, водку, табак, хлеб. Немало «грачей» возвращается обратно на себе или на санках, таща по мере картошки, по ½ пуда муки.

Загорск.

Я здесь впервые. Гор[од] издали оч[ень] живописен своими постройками, особенно красивы монастыри, мне особо понравился один из них выделяющиеся своеобразной ажурностью своей архитектуры. Вблизи монастыри выглядели хуже, краска [о]блезла, ограда разобрана, стены местами разваливаются. Решили здесь по завтракать, как раз базарный день. Пошли на базар, но купить ничего не удалось, деньги не берут, а менять у нас нечего, купил я 3 и луковки за 17 р. и поехали мы дальше (взял еще баранины 400 гр. за 110 р.)

Переяславль.

На этом участке особенно много менял. Здесь почемуто попадается оч[ень] много убитых собак, а в одном месте вытаяла человек прикрытый соломой. По дороге собирали дрова, их оч[ень] немало валяется вдоль дороги.

Вдали показалась монастырская колокольня, а потом забелела стена, напоминающая кремлевские стены. Сам город лежит в низине на берегу озера. Озеро еще сковано льдом.

В городе много мешечников.

Удалось пообедать в столовой, обед весьма легкии, но все же горячая пища и с хлебом! Не доезжая 3 х километров до Петровска высадили наших «грачей». На улице уже темно.

Город затемнен и его долго было не видно, но вот и Ростов, сердце сладко замирает, еще несколько минут и я дома…

Наш дом. Стучу. Теща открывает и не выразимо удивляется. Ребята спят.

«Ну, ну мамаша рассказывай скорей, как вы питаетесь, чем живете?

«Плохо мы, Боря живем, голодно, дров у нас нет, дали мне 60 кг. на болоте торфу за 15 км. так вот на себе и возила его, а больше нет. Свету нет, керосину не где не достанешь, в городе есть случаи тифа и т.д. и т.д.

И долго рассказывала мне моя мамаша о своем тяжелом жити бытия. Она говорила, а я слушал и проклинал войну.

Боюсь я за их жизнь, надо все силы приложить и достать им картошки, картошка вот что спасет их жизнь, а хлеба 400 гр. им хватит. Почти мешок я им дал (выменял дорогой за стакан вина).

Интересно отметить, когда старуха увидела картошку и узнала, что она ихняя она прямо поглупела и как зачарованная повторяла: «Господи, мешок картошки, целый мешок. Римка глядико папочка то картошки привез».

Рима плохо себя ведет, бабушку ругает чертом, не слушается. Поговорил весьма сурово обещала исправится, но она к сожалению часто дает обещания и их не выполняет…»
2 минуты