104 подписчика
Я люблю читать Л.С. Выготского помимо прочего ещё и потому, что он встраивает свои идеи в очень широкие научные и культурные контексты
Например, он пишет о совершенно обыденной, повседневной вещи — завязывании узелка, чтобы что-то запомнить. «…Человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструирует извне процесс воспоминания, заставляет внешний предмет напоминать ему, т.е. напоминает сам себе через внешний предмет и как бы выносит, таким образом, процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность…» [Выготский 1983. Т. 3: 85]
Вот почему суть человеческой памяти состоит в том, что человек запоминает нечто активно и целенаправленно
Но человек делает это не только в повседневном масштабе, но и в масштабе культурном
«О поведении человека в общем виде можно сказать: его особенность, в первую очередь, обусловлена тем, что человек активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду сам изменяет своё поведение, подчиняя его своей власти
Самая сущность цивилизации, говорит один из психологов, состоит в том, что мы нарочно воздвигаем монументы и памятники, чтобы не забыть
В узелке и в памятнике проявляется самое глубинное, самое характерное, самое главное, что отличает память человека от памяти животного» [Там же: 86]
Л.С. Выготский имеет в виду одну из специфических, характеристик рефлексивного мышления человека, отмеченную Д. Дьюи в его книге «Психология и педагогика мышления»: «Путём мысли человек также развивает и вырабатывает искусственные знаки, напоминающие ему заранее о последствиях и о средствах помочь и избежать их
Как только что указанная черта (истолкование) составляет различие между дикарём и животным, так эта черта составляет различие между культурным человеком и дикарём…
Самая сущность цивилизации состоит в том, что мы нарочно воздвигаем монументы и памятники, чтобы не забыть…
Все формы искусственных приспособлений являются намеренно задуманными модификациями природных вещей для того, чтобы они лучше, чем в естественном состоянии, могли служить для указания того, что скрыто, что отсутствует и что удалено» [Там же: 355–356]
1 минута
20 ноября 2023