Найти тему
30 подписчиков

Нам может казаться, например, что наш ребенок упрям или своеволен и что нам необходимо вмешаться и переломить его упорство. В действительности о маленьком ребенке вообще нельзя сказать, что у него есть воля, если под ней понимается способность человека знать, чего он хочет, и идти к своим целям, несмотря ни на что. «Но мой ребенок на самом деле волевой, - настаивают многие родители. - Если он чего-то захочет, то будет настаивать на своем, пока я не соглашусь или не выйду из себя».

В этом примере описана не воля, а жесткое, полное одержимости цепляние за то или иное желание. Одержимость по своей настойчивости напоминает волю, но не имеет ничего общего с ней. Ее сила идет из подсознания, и она управляет личностью, в то время как человек с истинной волей сам управляет своими намерениями. Оппозиционность ребенка - это не выражение его воли. Что она показывает - так это отсутствие воли, которое позволяет человеку только реагировать на обстоятельства, но не действовать, основываясь на свободном и сознательном процессе выбора.
Часто противление принимают за силу характера ребенка, считают его проявление целенаправленной попыткой идти по своему собственному пути. Но здесь проявляется сила защитной реакции, а не характера. Чем слабее воля, тем сильнее противление. Если бы ребенок действительно обладал внутренней силой, он бы так не боялся родителя. Вместо того чтобы управлять ситуацией, ребенок чувствует, что им управляют. Его дерзость - не проявление истинной независимости, а результат ее отсутствия.
Противление случается с ребенком, а не инициируется им самим. Оно может застать врасплох самого ребенка точно так же, как и родителя, и является отличной иллюстрацией универсального принципа, что на каждое действие найдется противодействие. Проявления этого принципа известны нам из физики: например, для каждой центростремительной силы должна быть сила центробежная. Поскольку противление является противодействием, мы вызываем его к жизни каждый раз, когда наше желание навязать что-либо ребенку превосходит его желание быть в контакте с нами.
В идеале противление должно возникать не как автоматическое противодействие, но как здоровое стремление к независимости. Ребенок будег отклонять помощь взрослых, желая сделать все самостоятельно, он будет сопротивляться нашим указаниям для того, чтобы найти собственные причины выполнить то или иное действие.

Из книги «Не упускайте своих детей» Гордон Ньюфелд

#книги #психология #дети #подростки #ньюфелд #гордонньюфелд #неупускайтесвоихдетей #воспитание #спб #владимирская #соборыспб #историярядом

На фото Собор Владимирской Иконы Божией Матери
Нам может казаться, например, что наш ребенок упрям или своеволен и что нам необходимо вмешаться и переломить его упорство.
2 минуты