Найти в Дзене
22 подписчика

✏️ С небес на землю?


Даже людям, далеким от античности, приходилось слышать, что Сократ свел философию с небес на Землю, то есть от исследования натурфилософских вопросов обратился к исследованию вопросов этических.

Источник этой формулировки -- Цицерон, пятая книга "Тускуланских бесед": Socrates autem primus philosophiam devocavit e caelo et in urbibus conlocavit et in domus etiam introduxit et coegit de vita et moribus rebusque bonis et malis quaerere.

Сама историографическая схема, однако, гораздо старше Цицерона: мы находим ее, например, в так называемой "автобиографии" Сократа в "Федоне", а также у Ксенофонта в "Меморабилиях": "Он не рас­суж­дал на темы о при­ро­де все­го, как рас­суж­да­ют по боль­шей части дру­гие; не касал­ся вопро­са о том, как устро­ен так назы­вае­мый филосо­фа­ми кос­мос и по каким непре­лож­ным зако­нам проис­хо­дит каж­дое небес­ное явле­ние..."

Оппозиция между досократовским "натурализмом" и сократовским "гуманизмом" даже в античности не была бесспорной. Уже у Аристотеля мы находим конкурирующий нарратив, согласно которыму новаторство Сократа касалось не столько содержания философии, сколько ее метода. В "Метафизике" I.6 Аристотель говорит о том, что Сократ "первым обратил свою мысль на определения", что стало предпосылкой для формирования платоновской теории идей. Идеи – последние в ряду "причин", рассматриваемых в первой книге "Метафизики". Фигура Сократа, таким образом, обеспечивает преемство между Платоном и предшествующей традицией.

Подробнее о том, как разные способы рассказывать историю античной философии влияли на наполнение термина "досократики", можно прочитать в книге Андре Лакса "The Concept of Presocratic Philosophy" -- и в нашей рецензии на эту книгу. #книги
1 минута