Найти тему
60,9 тыс подписчиков

ПЛЕННЫЕ НЕМЦЫ


Весна в том году выдалась ранняя. Льда на Оке уже не было.

Буксиры притащили из затона пассажирскую и катерную пристани и поставили их на свои места. Пассажирская пристань была больше, потому что к ней причаливали пассажирские пароходы. Она была двухэтажной, с палубой вокруг второго этажа, на которую можно было выйти встречающим и видеть приближающийся пароход с пассажирами, стоявшими на палубе судна.

В это утро почему-то к этой пассажирской пристани два буксира подогнали огромную баржу и пришвартовали ее к ней. Пристань находилась напротив нашего дома. Было видно из окна, как и какой пароход причаливался к ней. Все пассажирские пароходы мы узнавали по гудкам. У каждого из них был свой голос.

Это солнечное воскресенье было последним днем Пасхи. Удивительно, но в то тяжелейшее время люди как-то находили возможность испечь кулич, сделать из творога пасху, покрасить яйца.

У взрослых были свои дела, а малышня делала из речного чистого, кварцевого песка горки для катания яиц и устраивала всякие мальчишеские игрища. Ребячьи голоса словно соревновались с криками прилетевших с зимовки грачей. В воздухе царило настроение праздника.
Неожиданно чей-то высокий, звонкий голос прокричал: - Немцы! Не-ем- цы-ы!!!!

Все обернулись в сторону крика. Славка стоял у Пятницкого спуска, продолжал кричать и кричать лишь одно это слово и показывал рукой на верх Пятницкого спуска.

Мы бросились к Славке, ничего не понимая. Война давно закончилась. Откуда немцы? Кто они?
Взрослые тоже побежали за нами. Другие, выглядывая из окон своих домов, спрашивали: -Что случилось?

По Пятницкому спуску двигалась большая серая колонна людей, по четыре человека в ряд. Впереди колонны в серо-голубых шинелях шли фашистские офицеры, за ними фашистские солдаты. Для нас они все были фашисты и фрицы.

Колонну конвоировали наши солдаты. До всех дошло осознание того, что это пленные немцы – пленные! И тогда, словно по команде, и дети, и взрослые закричали раскатисто, по-русски: Ур-р-р -а-а-а!!!!!

А они шли. Шли, не опустив голов и не задрав их вверх. Они просто шли, тихо и как-то тупо и тоскливо. Я посмотрел вокруг. На лицах людей не было ни злобы, ни ненависти, было что-то на лицах людей незнакомое мне, неуловимое и непонятное.

Немцев повели к пассажирской пристани. Они расположились на крутом берегу у пристани прямо на земле. Мы стояли и смотрели на них.
Мне невольно подумалось: -А вдруг здесь тот, кто убил моего отца?
Наверное, эта мысль пришла не только мне одному. Так захотелось достать из кармана рогатку и стрельнуть по ним чугунками.
Рядом со мной засопел тяжело и громко мой друг Валька. Он тихо, с каким-то хрипом сказал: Гады!

Но в это время, кто-то громко и спокойно сказал: - Эй! Ты! Ганс! Лови!

Все обернулись на этот голос и увидели, как Сергей Тимофеевич, наш сосед, вернувшийся с фронта без одной руки, бросил немцу своей единственной рукой кусок кулича, а затем и крашеное яйцо. Немец поймал и по-русски прокричал: - Спасибо! Спасибо!!!

Немец стал делиться со своим соседом. И тут стали раздаваться другие голоса, то здесь, то там. Называли по - разному немцев, чаще просто «Эй! Ты!» и бросали им что у кого было. В основном это были маленькие куличи и крашеные яйца, а иногда просто кусочки черного хлеба.

Что-то защемило, заныло в сердце, и мне тоже захотелось бросить им что-нибудь из еды, но у меня ничего не было. Я побежал домой, чтобы принести и дать кому-то из них что-нибудь съестное.

Мне казалось, что я бегу очень быстро, но когда я прибежал назад к пристани, буксиры уже уводили от пристани ту самую огромную барку, в которой сидели немцы.

Сколько лет прошло, сколько зим, а я все помню, как в то Пасхальное Воскресение жители моего маленького города на Оке были столь сочувственны к пленным немцам, среди которых могли быть те, кто убил их сыновей, дочерей, отцов, мужей, просто родных и близких.

Я каждый раз задаю себе вопрос - может быть, в этом МИЛОСЕРДИИ и ПРОЩЕНИИ ВРАГА СВОЕГО и кроется одна из множества причин Нашей Великой Победы!?
ПЛЕННЫЕ НЕМЦЫ  Весна в том году выдалась ранняя. Льда на Оке уже не было.  Буксиры притащили из затона пассажирскую и катерную пристани и поставили их на свои места.
3 минуты
272 читали