Найти тему

Три культуры для студентов, или как формируется самоуправление вузов


#проекты2030
Мотивы студентов участвовать в самоуправлении могут быть разными и во многом зависят от культуры университета, показывает анализ данных 950 российских вузов. На семинаре стратегического проекта эксперты обсудили «феномен самоорганизации» и то, как он встраивается в жизнь современного университета.

Исследование показывает, что в российских вузах основными формами самоуправления являются советы подразделений и объединенные советы. При этом способ их организации влияет на активность студентов: сложные системы и разнообразие групп играют на понижение.

Способ организации выборов в органы самоуправления также оказывается фактором для студенческой активности. Выборы через представителей оказываются более эффективными, чем прямые. Разнообразные подходы к выборам, учитывающие особенности вузов, могут быть разумными, считает докладчик Дмитрий Ефимов.

Авторы исследования утверждают, что универсальной модели студенческого самоуправления не может быть в принципе, поскольку все университеты разные, и в каждом случае необходимо индивидуальное проектирование.

Докладчикам оппонировал Николай Жданов, председатель Ассоциации студентов и студенческих объединений России: «Наш опыт показывает обратные эффекты — прямые выборы увеличивают ответственность избранных председателей студсоветов, стимулируя их активность».

Жданов сообщил, что Минобр и РСМ создают инструмент для формирования советов на разных уровнях — от группы до университета. Этот конструктор позволит создавать модели с разной структурой и функциями. В следующем году предполагается образование федерального студенческого совета из региональных органов.

Отдельная дискуссия развернулась вокруг роли студсоветов: поддерживают они университет или влияют на общество? По мнению первого проректора ВШЭ Дмитрия Земцова, студсоветы могут быть ключом к пониманию реального студенческого опыта: «Возможно стоит рассмотреть студенческие советы как часть «тёмной материи» университетов, то, что происходит вне расписания и учебных нагрузок».
1 минута