Найти тему

Сочинение стихов – невиннейшее из занятий.


Фридрих Гельдерлин, письмо к матери, январь 1799
(перевод с немецкого Н. Болдырева)

Невиннейшее — только на вид. Гельдерлин, как и всякий мастер слова, вырванный из контекста, понимается неоднозначно, но, к счастью, для пояснения у вас есть я.

Поэт использует слово, чтобы творить реальность, язык выступает как инструмент для придания формы вещам, извлечения на поверхность.

Язык поэта мифопоэтичен, иррационален, но он и задуман быть таким, ибо явления и вещи, описываемые им — из царства иррационального, бессознательного, хаос без формы и порядка — до тех пор пока поэт их не назовет.

Поэт это не только тот, кто сочиняет стихи. Автор художественной литературы тоже поэт, метафоры и сторителлинг в его арсенале как у всякого творца поэтической реальности. Нельзя рассказать и передать иррациональное исключительно рациональным, нехудожественно, языком нон-фикшена, получится неполно и в плохом смысле неоднозначно. Вся алхимия рассказана через проекции и сюр, иначе и быть не могло.

Про вечный спор поэтов и прозаиков по поводу формы, а особенно мнение нашего любимого Томаса Манна на этот счет, я расскажу чуть позже на канале Алхимиков, поэтов и лжецов.
Около минуты