772 подписчика
Чем дальше от нас отстоят события Великого Октября, тем больше соблазна это событие поставить в один ряд с 1991 годом.
Действительно есть нечто общее – и то, и другое событие привело к крушению государства, оба были колоссальны с точки зрения воздействия на сознание всех слоев и институтов общества, оба в сильнейшей степени повлияли на положение России в мире.
И в первом, и во втором случае лидирующую роль сыграла довольно небольшая, почти маргинальная политическая группа, спровоцировавшая социальный взрыв и затем возглавившая новое государство.
Именно поэтому в девяностые годы во все концы распространялась идея о том, что Великий Октябрь – это был поворот России на тупиковый путь развития, запланированный большевиками на основе марксистского учения гигантский социальный эксперимент; а в 1991 году наше Отечество вернулось на мировой нормальный путь развития на основе «общечеловеческих ценностей».
Идейка эта довольно быстро была признана несостоятельной, однако, часть политической элиты, успевшая на ней обогатиться, до сих пор пытается делать вид, что все в порядке, дорогие россияне, мы снова – дореволюционная Россия, идем семимильными шагами по старому-новому пути развития. Главное – чтобы больше не было никаких революций!
Господам элитариям крепко-накрепко запомнилось, что Великий Октябрь – это национализация банков, заводов и фабрик, сельскохозяйственных земель и других природных ресурсов.
Между тем, 1991 год было бы правильнее сопоставить не с октябрем, а с февралем 1917 года. Здесь прямо один в один – слом старой государственной машины, всеобщие восторг и ликование от обретения безразмерных свобод, обещание решить все накопившиеся проблемы «как в цивилизованных государствах»…
И главную из них – проблему социальной справедливости, которая образует краеугольный камень нашего национального самосознания. И в феврале семнадцатого и осенью девяносто первого в общественном сознании главенствовало представление о тотальной несправедливости государственного устройства. Доверие к царю в первом случае и к партийной властной элите во втором было растрачено полностью.
Точкой же отсчета для образования нового государственного устройства стали два октября – 1917 и 1993 года.
В первом случае родилась страна рабочих и крестьян – СССР, во втором, точно так же после затянувшегося гражданского конфликта пытаемся получить СССР-2.
Медленно, осторожно, преодолевая сопротивление, но все-таки пытаемся снова реализовать те принципы, которые были провозглашены Великим Октябрем, и даже в значительной степени реализованы, но потом преданы и проданы зажравшейся верхушкой, как уже бывали не раз в истории России.
Современная Россия потому топчется на месте, потому никак не преодолеет раскол между обществом и государством, что никак не может определить тот камень на перекрестье трех дорог, от которого и надо идти.
А этот камень – Великий Октябрь.
Он такая же наша ценность, как Победа, и точно также мы должны эту ценность беречь и сохранять. И все предыдущие годы показали – только на основе этих ценностей и можно достичь подлинного народного единства, любое другое единство будет притворным.
2 минуты
6 ноября 2023