21 подписчик
Персонажи романа «Мартин Иден» Джека Лондона пытаются решить, какое место в современном им образовании занимает латынь:
— Вы можете изучать французский язык, можете изучать немецкий или эсперанто, — вы все равно приобретете так называемую «общую культуру» Или займитесь латынью и греческим, хотя эти два языка никогда вам не пригодятся. Но культурность вы приобретете. (...)
— Ну, так как же, Мартин, вы будете изучать латынь? — упорствовал Ольнэй.
Мартин находился в крайне затруднительном положении. Он видел, что Руфь с нетерпением ждет его ответа.
— Я боюсь, что у меня не хватит времени, — ответил он наконец. — Я бы стал изучать, но у меня не хватит времени.
(...)
— Да, но ведь это же тренировка ума, это дисциплина! Латынь дисциплинирует ум! — При этих словах Руфь посмотрела на Мартина, словно прося его переменить свое суждение. — Вы видели, как футболисты тренируются перед игрой? То же самое латынь для мыслителей. Это тренировка.
Мартин двигается по пути ускоренного развития и хочет сразу прыгнуть «из низов» на интеллектуальную вершину. Постепенное и размеренное постижение культуры через тренировки с латынью не для него. Примечательно, что трамплин для его прыжка — книги Г. Спенсера, сейчас настолько же прочно забытого, как и творчество Джека Лондона (Лондона еще помнят у нас благодаря советским миллионным тиражам, но это исключение).
И еще несколько штрихов к портрету языка:
— Какой вздор! Это нам в детстве вбивали в голову! Но есть одна истина, которую забыли вам внушить своевременно. — Ольнэй сделал паузу для вящего эффекта и сказал торжественно: — Джентльмену следует изучать латынь, но джентльмену не следует ее знать.
В этом антиварвары расходятся с джентльменами, предпочитая латынь все-таки знать.
Пост подготовлен в сотрудничестве с каналом “Некраткие содержания”, где говорят о неочевидном в прозе и поэзии.
1 минута
6 ноября 2023