Найти в Дзене

Один из видов алалии (эфферентная) даёт неприятные отдалённые последствия - это снижение речевой инициативы. Работа с цепными рассказами служит хорошим способом преодоления трудностей актуализации речевого высказывания. Основой построения таких рассказов является использование ребёнком последнего слова в предложении для начала следующей фразы. Сам метод используем и для стимуляции активности устной речи. Дети часто стремятся повторить последнее слово из нашего вопроса. Не пугаемся этого, как элемента эхолалии, а используем для удержания ребёнка в диалоге. Причём мы тоже подхватываем одно из слов фразы ребёнка и задаём следующий вопрос, опираясь на это слово. Подобные приемы, с повторением части высказывания собеседника, сохраняются и у взрослых хорошо говорящих людей. Использование этого метода рекомендуют в курсе риторики для того, чтобы иметь возможность собраться с мыслями. Так что мы учим детей оному из вариантов речевого общения.

Вот так может выглядеть подобный диалог с ребёнком на 1-2 уровне развития речи:
- Смотри, кот сидит.
- Сидит кот, тут. Куда пошёл кот?
- Кот пошёл гулять.
- Гулять туда?
- Туда, там будет пить молочко.
- Молочко любит?
Это диалог, в котором недавно участвовала Светочка. Его мастерски провела её мама. Часть диалога она даже смогла записать.
Чем ребёнок старше, тем шире формы работы с ним. У Елены Альбертовны на канале можно посмотреть практические видео, где ученики (как раз со сниженной речевой инициативой) тренируются составлять цепные рассказы.
Логопед дает совет
3 октября 2023
Связная речь дошкольника: как работать с цепным рассказом
Уже несколько лет в работе над связной речью воспитанников с тяжелыми нарушениями речи использую цепные рассказы. Простые цепочки предложений с опорой на картинки помогают составить пересказ даже самым слабым воспитанникам и побывать в ситуации успеха. Цепной текст представляет собой особую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно по цепочке. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема. Стрелки обозначают глагольные слова и показывают связь...
1 минута
425 читали