Найти в Дзене
45,9 тыс подписчиков

Про лучший в мире цирк


Иногда мы ведем себя, как та балованная Галя из анекдота. Расстраиваемся из-за всякой фигни, а вещи, которыми действительно можно гордиться, даже и не вспомним. Мы, к примеру, почему-то жутко комплексуем из-за того, что у нас неважно с отечественными автомобилями или киношными блокбастерами. Но при этом нам абсолютно наплевать, что загибаются отрасли, в которых мы действительно были "впереди планеты всех".

И не на словах, а в реальности.

У нас действительно был лучший в мире цирк. Достаточно вспомнить, что еще в нулевых в "Дю Солей" воспитанники школы советского цирка составляли более половины состава, в американских цирках - до 80%.

Да, приписываемое Ленину выражение "Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк "- фейк, и про цирк лысый классик марксизма-ленинизма ничего не говорил.

Зато делал много.

Уж что-что, а чаяния масс Владимир Ильич чуял нутром. Слова у него обычно не расходились с делом, и 26 августа 1919 года Совет народных комиссаров принимает декрет "Об объединении театрального дела".

"Белые цыгане", как тогда называли обитателей шапито, стали государевыми людьми, а развитие цирка - государственной политикой. Так появился на свет советский цирк, который через несколько лет стал лучшим в мире.

Не все знают, что именно цирк, а не Большой театр первым стал приносить СССР валюту за гастроли - с 1959 года дрессировщики и эквилибристы в режиме "нон-стоп" колесили по всему миру, от Нью-Йорка до Токио, ввергая буржуев в оторопь высочайшим уровнем своего искусства и исправно зарабатывая стране зеленые купюры.

Олег Попов или дрессировщики Филатовы были такими же брендами на внешнем рынке, как постановки Григоровича в Большом или танцы ансамбля "Березка".

Впереди планеты всей мы были отнюдь не только в области балета - Москва, небрежно подвинув Париж и Берлин, стала новой цирковой столицей мира.

Не хуже дело обстояло и на внутреннем рынке - если в Европе в послевоенные годы количество построенных цирков исчислялось единицами, то в Союзе они росли как грибы, и от тех времен только России осталось более сорока цирковых зданий, наставленных на пространстве от Калининграда до Владивостока.

Семидесятые стали золотым веком отечественного цирка, когда цирковые (слово "циркач" для них было и остается оскорблением) становились звездами не меньшего масштаба, чем киноактеры, а в цирке работала масса исключительно талантливых людей. Достаточно вспомнить целое созвездие клоунов, работавших одновременно - Олег Попов, дуэт Никулина и Шуйдина, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачев...

Тогда цирк любили и в цирк ходили. Артисты-пенсионеры до сих пор рыдают, вспоминая золотые 70-е, когда только в Крыму с мая по сентябрь народ развлекали 17-19 цирков и четыре "Вертикали", и билетов было не купить.

А потом...

Потом пришли новые времена и советский цирк кончился.

Но это уже совсем другая история...

Фотографии - Льва Шварца
.
2 минуты
171 читали