Найти тему
27 подписчиков

„Мама, я боюсь!!“ Страхи детей дошкольного и младшего школьного возраста


К сожалению, специалисты говорят не о снижении, а повышении уровня страхов у детей. Ситуация во всем мире не способствует психологическому благополучию как взрослых, так и малышей. Количество факторов, вызывающих страхи, только увеличивается с каждым годом. Страхи оказывают огромное влияние на развитие детской психики и формирование личности ребенка, особенно до 10-12 лет. Страхи могут отрицательно влиять и на развитие таких высших психических функций, как внимание, память, мешать социализации ребенка, установлению доброжелательных отношений с родителями и со сверстниками, вызывать школьные трудности и неблагоприятно сказываться на развитие личностных качеств ребенка.

Что такое страх?
Страх - это эмоция, которая возникает на воображаемую или реальную опасность, на угрожающую ситуацию, в которой человек может оказаться, и переживается как беспокойство, тревога, неуверенность в своих силах и абсолютная незащищенность. Отличие страха от тревоги в том, что тревога беспредметна, это эмоциональное состояние связано с неопределенностью и неизвестностью, с предчувствием чего-то недоброго, а у страха всегда есть точный объект, адресат. Если тревожась, можно спросить „за что? за кого я тревожусь?“, то страх отражает вопрос „чего я боюсь?“
Страх человек ощущает не просто в какой-то опасной для себя ситуации, а в момент, когда предрекает свою неудачу, провел, некомпетенцию.

И.П.Павлов считал, что страх - это проявление оборонительного рефлекса, в основе которого лежит инстинкт самосохранения. З.Фрейд рассматривал появление страха как результат неудовлетворенных потребностей и желаний.
Страхи могут быть реальными и воображаемыми, ситуативными или острыми и хроническим.
В детском возрасте страхи абсолютно нормальное явление. Различные виды страхов присущи определенному возрасту ребенка и исчезают с переходом на следующий возрастной период развития. В целом страхи регулируют поведение ребенка и служат для его положительной адаптации к миру. Но очень важно отделять нормативный страх от патологического, который требует работы со специалистом и коррекции, чтобы развитие ребенка не замедлялось и не нарушалось.

Первые страхи испытывают уже и новорожденные (пренатальный период мы оставим за скобками), пугаясь громких звуков.
5-7 месяцев ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо. С ползанием ребенок подвергается большим испытанием, начинает исследовать окружающую среду, учиться проявлять осторожность.
Исследователи отмечают взаимосвязь между интеллектуальным развитием и наличием страхов у детей. Чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает конкретных страхов. Дети до года испытывают беспокойство в отсутствии матери.

К 2-м годам, несмотря на то, что ребенок больше сепарирован от матери или ухаживающего взрослого, он способен уже к большей самостоятельности, но роль и значение матери по-прежнему велика, страх ее потерять очень сильна в данном возрасте. На основе страха потерять мать возникает и страх темноты. Темнота начинает ассоциироваться с покинутостью и одиночеством, как следствие потери матери. Детское воображение начинает рисовать различные образы на темных стенах и в углах комнаты, узоры на обоях превращаются в сказочных героев, и завиток становится змеей или глазом Бабы-Яги.

У детей в возрасте 3-5 лет часты страхи одиночества, темноты, при ошибках воспитания, когда ребенка наказывают, оставляя в темной комнате, возникают страхи замкнутого пространства. Когда никто долго не реагирует на переживание ребенка, из страха одиночества у него развивается чувство собственной никчемности, ненужности, которые в дальнейшем трансформируются в глубинные убеждения о себе как о ненужном, бесполезном, ни на что не годном человеке, появляется страх быть никем и страх наказания.

Продолжение во второй части dzen.ru/...ink
„Мама, я боюсь!!“ Страхи детей дошкольного и младшего школьного возраста  К сожалению, специалисты говорят не о снижении, а повышении уровня страхов у детей.
3 минуты