133 подписчика
Предыдущий пост выявил интересный феномен: если легально говорить о трудновыносимых чертах характера других людей, то обязательно возникает желание указать человеку на его сложности с этими чертами в самом себе.
Это понятный и разделяемый мной ход мысли гештальт-терапевта. То, что нас раздражает в других, часто является незамеченным или отвергнутым в самих себе. Стоит делать определенную работу над обнаружением своей лени, мстительности, жадности и т.д. Признание в себе этих черт позволяет обнаружить потребности, которые могут быть в дальнейшем реализованы. Жадность может быть желанием сохранить что-то неизменным; мстительность потребностью чувствовать свое влияние на других; лень потребностью побыть расслабленным и отвергнуть ненужное.
В этих размышлениях нет концептуальной новизны. Занятно, что один из механизмов гештальт-терапии, помогающих осознаванию, "присвоение своих проекций", возводится в целостную и завершенную структуру. Это напоминает человека, радующегося найденной ручке от ведерка с водой и считающего, что теперь он точно и без проблем наберет полный бассейн.
Гештальт-терапия не сводится до поиска проекций и их присвоения. Из-за таких обобщений представление о гештальт-подходе становится примитивным и поверхностным. Задачей терапии является расшифровка того, какую потребность скрывает неприятная форма, в которую она обличена. Дальнейшая работа направлена на поиск нового способа удовлетворения потребности, а не на присвоение отвратительного, неприемлемого и раздражающего.
Поэтому завершающая метафора следующая: Лягушка в сказке «Царевна-Лягушка» была и есть склизкой и противной, а то, что помогло ее трансформации в Царевну - это нежелание Ивана воевать со своим отвращением и просто так целовать ее прыщавую морду. И он был прав.
#psyloginov #константинлогинов #телеграммпсихолога #проекции
1 минута
10 ноября 2023