Найти тему
18 тыс подписчиков

[Weapon]

Что-то давно я не вспоминал про образцы вооружения - экспонаты выставки на Усть-Рогатке (Кронштадт), а между тем там еще оставалось кое-что, что может вызывать интерес у "фанатов" истории военно-морского флота и "повзрослевших мальчишек", у которых даже военная служба в армии и на флоте не отбила интерес к "военным железякам".

На этот раз речь пойдет про торпедный аппарат!
Причем не про торпеду, а именно про торпедный аппарат, который на данный момент представляет собой довольно совершенную и сложную конструкцию. Хотя казалось бы чего в нем сложного - труба и труба, )).
В принципе, если вспомнить первые торпедные (минные) аппараты, то они примерно такими и были.
Но если, по аналогии, сравнить пары- "торпедный аппарат/торпеда" и "орудие/снаряд", то в первом случае, более сложным считался боеприпас (торпеда), а во втором - артиллерийская установка. Впрочем вопрос дискуссионный, особенно в современных условиях и с появлением "умных снарядов", прочем и торпеды давно уже не те "инертные сигары" как раньше.
Но хватит глупых рассуждений, возвращаемся к "железяке".

Первым нам предлагают для осмотра однотрубный торпедный аппарат "ОТА-40", предназначенный для поражения УНИВЕРСАЛЬНЫМИ торпедами надводных кораблей и подводных лодок. Еще одно подтверждение, что по сути, перед нами - устройство запуска (а до этого - хранения), а выбор цели - за боеприпасом.
И это тут же подтверждается: на информационном стенде отмечено, что "обеспечивает хранение и боевое применение торпед в любых метеоусловиях (дождь, снег, туман) в любое время года и суток, при температуре наружного воздуха - от -25 до +35 градусов. Про "туман", конечно, немного "погорячился народ" - не думаю, что "туман" как то влияет на применение ТА. Здесь ведь речь не про наблюдение за целью и наведение - для этого другие устройства и системы существуют. А вот чтобы торпеда на замерзла, или не покрылась льдом, как бывало - это важно. По сути - ТА это контейнер с торпедой, причем закрытый мембраной по направлению пуска. Практично.
Причем, торпеды в аппаратах могут содержаться при определенной температуры, чему способствуют специальные грелки. На стенде указано - масса ОТА-40 с системой обогрева - 475 кг, масса ОТА-40 без системы обогрева - 420 кг. Такие вот "грелки" - по 50 кг!
Кстати, в 70-х годах было отмечено несколько ЧП с этими аппаратами, когда торпеду - "перегревали". Сам при этом не присутствовал, говорю со слов, хотелось бы узнать мнение специалистов, насколько это было возможным. Может байки?

Судя по оборудованию, которое смонтировано сверху, в задней части "трубы" - не такой уж этот аппарат (изготовленный в 1984 году,АП № 050 № 1074 ПР (правый?) и простой. На данном экспонате сохранили даже шланги и трубки, который нет, например на таком же ТА, установленном в музее в Балтийске или в Тольятти (два последних фото в галереи).

Да и главная особенность, калибр ТА - 400 мм, использовалась торпеда СЭТ-40 (ее АКБ также были причиной некоторых ЧП). Определенный интерес представляют и носители. Если я не ошибаюсь, такие ТА устанавливались на МПК проекта 204, ПСКР пр.133, ПСКР пр.205П, если путаю - поправьте, буду признателен.

В целом - интересный экспонат, если разбираться, ))
2 минуты
350 читали