Найти тему

Попытка выразить эмоции через конкретные вербальные или визуальные образы нередко сопровождается потерей нюансов и тонких аспектов — «мысль изреченная есть ложь». Художники абстрактного экспрессионизма предложили более точную передачу душевных ощущений через беспредметность. В частности Марк Ротко замечал насчет своих абстрактных полотен: «Меня интересует только выражение универсальных человеческих состояний — трагедии, экстаза, обреченности и т.д. И тот факт, что многие люди испытывают катарсис и плачут, глядя на мои картины, говорит о том, что я могу передать эти основные человеческие эмоции. Если вас трогают только их цветовые отношения, то вы упускаете суть».


Мастер относился к своим абстракциям как к квинтэссенции психической жизни, откровению. Когда Ротко выступал с речью в Институте Пратта, он перечислил главные «ингредиенты» своего творчества. Среди них: «идея смерти, чувственность, напряжение конфликта, ирония, остроумие и игра, эфемерность и случайность. И 10 % надежды, чтобы выдержать трагическую сущность всей концепции».

Показательна история, когда Марк Ротко взял заказ на цикл картин для ресторана Four Seasons. Работа над грандиозным ансамблем для просторного интерьера была новой, интересной художественной задачей. А в моральном отношении он надеялся, что «испортит аппетит каждому сукиному сыну, который когда-либо будет тут есть» и заставит «почувствовать, что посетители оказались в ловушке в комнате, где все двери и окна замурованы, так что все, что они могут сделать, это навсегда уткнуться головой в стену».

Но когда Марк Ротко сам зашел в «самый дорогой ресторан Нью-Йорка», то понял, что его вызов останется для местной публики незамеченным, и расторг выгодный контракт. 
1 минута