90 подписчиков
Чем вдохновлялся автор «Молчания Ягнят»?
Джон Фаулз, «Коллекционер» (книга, год выхода – 1963 г.)
Идея рассказать историю от лица психопата, который похищает и держит в плену молодую студентку-художницу, поначалу кажется провокационной, но после того как и ей дается слово, все встает на свои места. Это противопоставление двух миров – жизни и смерти, большинства и меньшинства, молодости и старости. Да, хотя прозванный Калибан и не сильно старше Миранды, но по своим косным взглядам он старик. Вместе с тем он холит свое застывшее состояние и ищет любое оправдание своим очевидно аномальным поступкам, следуя внешним признакам собственной замкнутой морали, как и находя механическую красоту в своей смертельной коллекции бабочек. Здесь даже встает вопрос, кто в большей несвободе – живая, думающая Миранда, которая скорее готова измениться, или это Калибан в вечном плену у самого себя и своих комплексов.
Позиция Миранды, со своей стороны, может показаться излишне заносчивой, но сложно не возвыситься в своем представлении над маловосприимчивым ко всему человеческому самоназванному Фердинанду. К тому же над некоторым снобизмом почти сразу возобладает свойственная молодости вера в возможность изменить к лучшему мир, людей или хотя бы одного другого человека, даже такого беспросветного, бестолкового Калибана. И сердце щемит наблюдать, как эта молодость и надежда бьются с совершенно чуждым им расчетливым омертвением. Снобизм – это возвышение над другими в своем интеллектуальном и эстетическом восприятии, но проблема в том, что поговорка «о вкусах не спорят» к Калибану совсем неприменима. Своеобразный моральный компас слишком сбился, хоть и не совсем пропал и дает тем самым ложную надежду на исправление, и поэтому нельзя принять во внимание силу и глубину чувства любви, которую так превозносит сам в себе начинающий маньяк. Вероятно, потому и понимание красоты так искажено и примитивно.
Представления Миранды, очевидно, возобладают в глазах читателя, но пытаться выиграть очный спор о вкусах с маньяком – идея гиблая. Поэтому в виде притчи о необходимости сближения между разными слоями общества – мещанским большинством и элитарным меньшинством - роман явно не воспринимается: если главная героиня как-то растет над самой собой и пытается найти точки соприкосновения, ее антагонист только больше опускается в свою аидову бездну и так и не проявляет желания пойти Миранде навстречу, попытаться чему-то у нее научиться. Можно, конечно, сказать, что это лишь оттого, что массы не хотят меняться, выходить из своей «зоны комфорта». Но должны. Если же рассматривать роман с практической точки зрения, то напротив – Миранда недостаточно возвысила себя над своим похитителем, слишком долго пыталась разглядеть в нем человека, что ограничивало ее в возможности действовать жестко в нужный момент и освободиться.
Кроме всех этих нюансов «Коллекционер» - это просто отличный, виртуозно написанный психологический триллер, заставляющий сопереживать героине и позволяющий глубже понять мышление психопата благодаря избранной форме дневниковых записей. Современная классика, обязательная к ознакомлению.
Личная оценка: 8.2.
Livelib: 8.4.
2 минуты
25 октября 2023