235 подписчиков
Ошибка 96. Ружья не стреляют
Если я читаю книгу и вижу описание кровати, то пусть там герои переспят. Если заколку на два абзаца, то пусть героиня воплотится и перережет ее острым краем сонную артерию автору этой книги.
Чехов писал: «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать». Впервые он употребил эту метафору в письме Александру Лазареву-Грузинскому 1 ноября 1889 г. То есть в истории не должно быть деталей, которые не сыграют роли в дальнейших событиях.
И с 1889 года ничего не изменилось, каждая книга о писательстве напоминает об этом правиле в разных вариациях и языках, хотя далеко не все из них читали записки Чехова.
Потому что это правило интуитивно понятно. Обещал — женись! Начал рассказывать историю — расскажи, чем закончилось.
Так вот, показать девушке, с которой встречаешься уже несколько лет, кольцо с бриллиантом в красной коробочке, а потом разводить руками «Какая коробочка? Красная? Да просто прикольная, вот и показал» — значит разочаровать девушку.
Так что, если что-то внесли необычное, подробно описали предмет или добавили персонажа — значит, дали читателю обещание. Чем меньше обещаний выполняете — тем меньше нравитесь читателю.
Уточнили, что у героя какое-то особенное ружье? Оно обязано выстрелить! Или упасть с горы на голову злодея, или хотя бы заменить ложку для размешивания смертоубийственного зелья.
Вот писали мы с Кариной Микиртумовой «Двое из ларца прячут мертвеца», и в последней главе, которую я отправила бетам, героиня бегает с клизмой в руках, всю главу. И пишет нам одна из бет, которая уже в курсе терминологии: «Эта клизма просто обязана выстрелить!». Я поняла и задумалась, как же может выстрелить эта чертова клизма?! В голову приходил еще больший бред. Полагаю, к вам сейчас тоже.
Я прошла все пять стадий принятия.
Отрицание. Нет, ну, клизма и клизма, путь осветила и хватит.
Гнев. Карина! Какая нафиг клизма, ты зачем ее добавила?
Торг. Удалять не дам, весело же вышло. Может, эта клизма поработит мир в конце, и пусть все будут в шоке.
Депрессия. Эту клизму не удалить. Я не знаю, как может выстрелить клизма, она вообще без патронов, а чем стреляет — даже представить боюсь. Жизнь тлен, да пошла она… куда предназначена.
Принятие. Ладно, к концу книги что-то придумаю.
И придумала, пусть только к эпилогу и размером в два предложения, но клизма сыграла свою роль в истории.
Кстати, запомните стадии принятия, очень пригодится для героев. Ведь им их обязательно проходить во время испытаний и столкновением с неизбежным. Да и нам самим, писателям, как видите, эти стадии не избежать.
Так что запоминаем последовательность: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Их особенности можете прогуглить, есть подробные и интересные статьи.
Так что же делать?
1. Подумайте еще на этапе планирования книги, какие основные будут сюжетные повороты, как изменится ваш герой и что будет происходить на страницах. Все, что касается описанного можно вводить в книгу спокойно, ведь вы уже знаете, что «выстрелит».
2. Перед введением нового персонажа (упоминания его имени и истории) или описанием персонажа, а в идеале вообще перед любой темой диалога или действием, задать себе вопросы:
— Делает ли эта деталь события богаче? Раскрывает ли глубже или делает понятнее чувства\действия героя?
— Не отвлекает ли она от основных событий?
— Направляет ли героя в нужную сторону?
,,
отрывок из «150+ ошибок писателя» Марины Бастриковой
#МаринаБастрикова_цитаты
2 минуты
25 октября 2023