15,6 тыс подписчиков
Интересное от военного историка Алексея Исаева: "Что же вы так убиваетесь? Вы же так не убьетесь
Глядя на голубые экраны, передающие нам новости с Ближнего Востока, задаюсь вопросом о целях и последствиях ударов по застройке с военной точки зрения.
На месте виднее, но опыт масштабных сражений Второй Мировой говорит о ряде существенных трудностей, которые встречает штурм и вообще бои в городской застройке при ее сильном разрушении.
Хрестоматийный пример здесь Берлин. Сильные разрушения германской столицы от бомбардировок союзников в какой-то мере сыграли на руку обороняющимся. На плане города Берлин, выданном в войска были изрядные куски, заштрихованные(="разрушено, непонятно что тут", план перепроверяли аэрофотосъемкой).
Заваленные обломками зданий улицы были похуже, чем крепкие берлинские баррикады, в том числе для танков. Наличие "заштрихованных" кварталов сужало фронт наступления.
Были и сугубо психологические соображения. Я даже готов предъявить точную формулировку от одного из допрошенных офицеров гарнизона. Пленный командир 569-го батальона фольксштурма капитан Этельмайер утверждал, что его солдаты «особенно уверенно оборонялись в районах, разрушенных бомбардировками, так как они могли в любом месте дома выбирать себе места для стрельбы и не опасаться, что своей стрельбой привлекут огонь русской артиллерии на цивильных жителей». "Цивильные", кстати, убеждали в бесполезности сопротивления, как пишут уже в доках наших частей.
Как писал Ляш, комендант Кенигсберга, разрушения города мешали не только передвигаться, но и ориентироваться. Особенно актуально, когда в город попадают люди, никогда в нем не бывавшие.
Схожие проблемы были в штурме Сталинграда у немцев. Когда штурмовые орудия банально садились днищем на горы битого кирпича.
Сейчас, конечно, не кирпич, но как оно там с бетонными плитами - неочевидно.
1 минута
24 октября 2023