Найти в Дзене
120 подписчиков

После выхода в 1936 году первого издания сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино" Алексея Толстого актриса Фаина Раневская писала подруге:


«Толстой-третий написал сказку „Золотой ключик“
Прочти ее, он там ославил множество народу под видом сказочных героев
Я бы сама не догадалась, но мне объяснили в театре
Главный герой Буратино — это Горький, Мальвина — жена Блока Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро
В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это — Мейерхольд»

Этот вопрос подробно изучил литературовед Мирон Петровский в монографии «Книги нашего детства»
Ему удалось убедительно доказать, что Пьеро и Мальвина действительно наделены чертами Александра Блока и его жены Любови Менделеевой, а Карабас-Барабас, владелец кукольного театра, — памфлетное изображение Всеволода Мейер­хольда, одного из основателей режиссерского театра с его отношением к актеру как к марионетке

Но Буратино, неунывающий авантюрист, добросердечный, легкомыс­ленный и наивный, совсем не похож на Горького, как решила Раневская
Литературоведы полагают, что в образе главного героя Толстой зашифровал Николая Гумилева — ребячливого, неутомимого, склонного к авантюрам

Алексей Толстой дружил с Николаем Степановичем в 1908–1911 годы
О Гумилеве Алексей Николаевич оставил такие воспоминания: «…длинный, деревянный, с большим носом, с надвинутым на глаза котелком
В нем было что-то павлинье: напыщенность, важность, неповоротливость
Только рот был совсем мальчишеский, с нежной и ласковой улыбкой»
1 минута