17 подписчиков
544,61 млн рублей налога на прибыль.
Такую сумму должна заплатить X5 Group («Торговый дом «Перекресток», «Агроторг», «Сладкая жизнь» и «Копейка-Саров») в бюджет по результатам налоговой проверки и судов первой и апелляционной инстанции.
ИФНС выявила схему уклонения от уплаты путем включения в состав расходов платежей в адрес кипрской структуры группы - Speak Global Limited - за пользование товарным знаком «Карусель».
Налоговая проверка установила, а суды подтвердили, что этот офшор был технической компанией и номинальным держателем прав на бренд «Карусель», который создали и начали развивать в РФ для его использования именно российскими компаниями.
В решении суда первой инстанции на 79, а постановлении апелляции – на 39 листах расписана использованная схема, потоки денежных средств, способы оформления документов. Кому интересно, тот прочитает сам, ссылка выше.
Из всего этого мне хочется процитировать пару абзацев из постановления 9 арбитражного апелляционного суда.
Это то, о чем я часто говорю своим доверителям, убеждая их, что договор должен фиксировать то, что на самом деле будет происходить между сторонами обязательства:
«Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 04.06.2007 №№ 320-О-П, 366-О-П, гражданское законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая для коммерческих организаций является основной целью их деятельности, а для некоммерческих организаций служит достижению целей, ради которых они созданы (статья 50 ГК РФ).
Принцип свободы договора (статья 1 ГК РФ) предоставляет участникам гражданских отношений возможность облекать свои отношения в наиболее удобную гражданско-правовую форму.
Оказывая существенное влияние на налоговые обязательства сторон, форма предоставляет почти неограниченные возможности для манипулирования налоговыми платежами.
Вместе с тем, рассматривая гражданско-правовые отношения с точки зрения налогообложения, налоговое законодательство Российской Федерации исходит, прежде всего, из существа таких правоотношений (доктрина преобладания существа над формой).
Характерной особенностью мнимой сделки является то, что стороны стремятся правильно оформить все документы, не намереваясь при этом создать реальных правовых последствий. У них отсутствует цель в достижении заявленных результатов. Волеизъявление сторон мнимой сделки не совпадает с их внутренней волей, сокрытие действительного смысла сделки находится в интересах обеих ее сторон.
В связи с этим установление несовпадения воли с волеизъявлением относительно обычно порождаемых такой сделкой гражданско-правовых последствий является достаточным для квалификации ее в качестве ничтожной.
Для препятствования таким манипуляциям, созданы ограничения для использования гражданско-правовой формы в налоговой сфере. Одним из ограничений является правило о приоритете существа над формой.
Согласно пункту 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» оценка налоговых последствий финансово-хозяйственных операций, совершенных во исполнение гражданско-правовых сделок, производится налоговыми органами в порядке, предусмотренном налоговым законодательством. Пунктом 1 ст. 54.1 НК РФ установлено, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.»
Давайте сами правильно квалифицировать свои договоры и не искажать хозяйственную деятельность, не давая налоговым органам и судам просторов для их фантазий 🤝
3 минуты
22 октября 2023