298 подписчиков
О внеурочке.
Это ещё одна яркая тема, наглядно демонстрирующая генезис развития современного школьного образования в России.
Откуда она взялась - эта самая "внеурочка"?
Корни её уходят в две стороны: к финансистам (либерально-экономическому крылу во властной вертикали) и к "ученым" - педологам в новой реинкарнации, которые задавали тон в системе школьного образования все последние годы.
Первые сетовали на то, что "экономически нецелесообразно" содержать на балансе бюджета страны две системы: допобразования и массовую школу. По их мнению, в силу того, что школы (якобы!) не работают во второй половине дня (а допы, соответственно, в первую), здания и имущество вполне можно использовать "эффективнее" - ликвидировав "неэффективно используемые" дома творчества и переселить их на вторую половину дня в школы.
Мешало только одно: большая часть страны учится в две (а кое-где и в три или в "две с половиной" смены). Но даже в этих условиях "оптимизация" допов шла и идет по сей день.
Причем теперь её с ещё большим размахом реализуют именно за счет "внеурочки", которую внедрили по заветам педологов, вписав с их подачи во ФГОСы новое понятие - личностные и метапредметные результаты обучения.
Авторы этой "концепции" (лидером этой группы смело можно назвать психолога Асмолова, который с середины 80-х годов прижился в образовании и считается, якобы, большим экспертом в нем, с чем я не согласен категорически) утверждают, что существует (опять-таки якобы) некие "метапредметные и универсальные навыки", которые и должны формироваться, прежде всего через внеурочку. То есть за пределами уроков, на специальных занятиях, не являющимися уроками по форме и содержанию.
К таким "навыкам" они относят функциональную грамотность, коммуникативные навыки и прочие новопридуманные термины и понятия, которые вот уже с десяток лет всё никак не найдут понимания среди учительского сословия.
Словом, не вышел каменный цветок у Данилы-мастера (Асмолова и Ко). С педагогической точки зрения идея оказалась несостоятельной.
Но зато она прекрасно помогла финансистам включить механизм сращивания школы и допоразования со словами: "а вот теперь даже педагоги говорят, что могут заниматься внеурочной работой!"
Иными словами, встретились "два одиночества" - педологи, желающие осчастливить нас всех "инновациями в образовании" и финансисты, которые образование считают избыточно дорогим удовольствием для бюджета.
А теперь, когда каша заварена, и вся страна уже вроде как привыкла к существованию 2-х дополнительных рабочих часов у детей в школе (которые, якобы "неучебные" и потому не нарушают САНПиН) со стороны федерального центра возникли претензии на эти 2 часа "непойми как организованного на местах" процесса.
Первой ласточкой "единства подходов" к внеурочке стали "Разговоры о важном". Потом - финграмотность и профориентация (с 6-го класса), которые теперь требуют проводить в непререкаемо обязательном порядке.
Прогнозирую, что такими темпами мы скоро заполучим и все остальные часы "внеурочки", заполненные разным важным по федеральному перечню. При этом все уже давно забыли, откуда вообще эта внеурочка взялась и зачем она внедрялась.
И, замечу, финансируется она везде по-разному, например, в Бурятии (если верить писавшим мне учителям) - не оплачивается эта работа вовсе.
На фоне этого, в силу того, что обязательная внеурочка вступает в противоречие с работой допобразования (день у детей не резиновый!), есть все шансы, что государственная система допобразования просто окончательно уйдет в историю. Тихо и незаметно скончавшись.
Я задаюсь только одним вопросом в этой связи. Если идея внеурочки не состоялась, если эти часы теперь используем Бог весь на что и, при этом, рушим десятилетиями выпестованную систему допобоазования (которая и обеспечивала ту самую профориентацию!!, которой теперь предлагают заниматься 1 час в неделю на внеурочке) - может уже остановим этот процесс и задумаемся?
Я полагаю, что это столь же системный и важный вопрос, как и ранее поднятый вопрос о школьных олимпиадах. Назрел не меньше.
Репосты и комментарии - приветствуются!
3 минуты
21 октября 2023