1540 подписчиков
ЛИТЕРАТУРНАЯ РУБРИКА.
Антон Павлович Чехов и чай.
«Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия»
«Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься».
В жизни этого одного из самых свободных, талантливых и почитаемых во всем мире художников слова чай играл заметную роль.
В чеховской семье по несколько раз в день с огромным удовольствием отдавали дань традиции чаепития. Сам Чехов, искушенный знаток и ценитель чая, предпочитал дорогие сорта по 2 рубля за фунт.
Во время путешествий страдал от отсутствия достойного напитка: «В паршивых городках даже чиновники пьют кирпичный чай и самые лучшие магазины не держат чая дороже 1 р. 50 к. за фунт. Пришлось пить шалфей».
В поездки, даже в заграничные, он предусмотрительно брал свой чай. Так, например, писал он из Берлина: «Здесь нет порядочного чаю (у нас свой)…».
В его семье, как впрочем, и в любой другой в то время, этой напиток пили три-четыре раза в день.
После каждой еды и отдельно, когда вздумается. Самовар держали горячим с раннего утра и до позднего вечера.
И никогда в приличной дворянской, купеческой и даже рабочей крестьянской семье не обходились одним стаканом или чашкой чая.
Так, в письме к супруге «кое-кака», «твой А», «Старец Антоний», как он шутливо себя именовал в переписке с Книппер-Чеховой, докладывал: «По нескольку раз в день я пил чай, всякий раз по три стакана, с лимоном».
Блестящий бытоописатель в рассказе «Невеста» рисует традиции столичного чаепития: «Пил он чай всегда подолгу, по-московски, стаканов по семи в один раз».
Будучи любителем сладкого, Чехонте не оставлял без внимания московские кондитерские: шоколад он покупал у знаменитого Абрикосова, помадки у Егорова и Сафонова, баранки – у булочника Филиппова. Халва, домашнее варенье (особенно «кружовенное» и вишневое с косточкой), крендели, пастила, пироги, мармелад – чего только не было на столе у гостеприимного хозяина и в Москве, и в Ялте, и в Гурзуфе, и в Мелихово!
Особенно популярным и принятым в конце XIX – начале XX века было чаепитие дачное, на открытом воздухе, на террасах или прямо в саду.
Главный герой рассказа «Крыжовник» мечтал: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо и... и крыжовник растет».
Лопахин из «Вишневого сада» отзывался о дачниках: «Можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством...».
Провидец великий, не правда ли?
Хочется закончить еще парой цитат, путь и не на тему чая, но по-чеховски лапидарными и гениальными.
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
«Нам нужно только то, что нам нужно».
Фоторяд из музеев в Мелихово, Таганроге, Ялте посвящается бесконечно любимому Чехову и его эпохе.
2 минуты
28 октября 2023