Найти тему
21 подписчик

«Довод» (2020) Кристофера Нолана упаковывает историю о путешествиях во времени в жанр шпионского боевика. Это второй фильм, для которого режиссер пишет сценарий самостоятельно, без брата Джонатана, из-за чего, по совокупному мнению зрителей, не страдает зрелищность, но страдает смысловая глубина разворачивающегося на экране. Самостоятельный проект Джонатана Нолана «Мир Дикого Запада», напротив, оказался недостаточно зрелищным и излишне рефлексивным.

Одна из странностей заявленной в «Доводе» концепции путешествий во времени в том, что они никак не влияют на происходящее. Все перемещения персонажей в прошлое оставляют событиям их первоначальный ход, и герои попадают в ситуацию царя Эдипа, любым действием просто приближая неизбежное.
По сюжету разбросаны слова из древнего магического квадрата, в котором один и тот же набор слов читается во всех направлениях: «sator arepo tenet opera rotas». Нолану кажется, что «Сатор» — подходящее слово для фамилии русского олигарха (мы с ним не согласны). «Арепо» — фамилия итальянского художника (здесь претензий нет), который в фильме только упоминается; «Тенет» называется тайная шпионская организация, «опера» фигурирует в виде концертного зала, захваченного террористами, а «Ротас» — связанная с Сатором компания.
Что в точности значит «sator arepo tenet opera rotas» достоверно сказать нельзя. Ясно только, что «sator tenet rotas» — земледелец держит колеса, хотя и это ясно не вполне. Что значит «держать колеса»? В том смысле, что «удерживать, чтобы они не пошли вразнос», или в том, что так говорится о том, что их путь направляют? В таком сочетании эти слова в классической латыни не встречаются, остается только гадать. «Opera» может быть включено в это высказывание тоже с неясными границами трактовки, никто не сможет подсказать, где переводчик переступил черту и его фантазия зашла слишком далеко. Слово имеет оттенок значения «намеренное действие», так что, возможно, подчеркивает, что земледелец управляет колесами с полным вниманием к процессу. А «arepo» и вовсе слово загадочное, науке неизвестное.
Зачем этот квадрат понадобился структуре фильма? Видеть в нем простую иллюстрацию принципа зеркальности было бы, конечно, слишком наивно. Иллюстрации этому принципу ни к чему. А вот функциональная нагрузка есть у любой художественной детали.
Такие квадраты-палиндромы в магических практиках использовались как оберег, защитный амулет. Почему? Явно не благодаря непонятному содержанию текста, а благодаря структурному свойству этого текста. В нем ничего невозможно изменить. Любое вмешательство, замена какой угодно буквы или попытка вставить другое слово мгновенно нарушает идеальную целостность и потому непредставимо. Эта устойчивость, нерушимость, неизменяемость — то самое свойство, которое востребовано для защиты в магической практике. И оно же находит отражение в художественной концепции «Довода»: все события уже произошли, и никакой «эффект бабочки» их не изменит.

#киносреда от Бориса Орехова
2 минуты