22 подписчика
«Два Папы» (2019) — это фильм о примирении, о том, как принципиальные противоположности умеют находить пути для диалога. Коммуникация возможна благодаря языку, и кино показывает нам много языков: английский, немецкий, испанский, итальянский, французский и, конечно, официальный язык Ватикана — латынь.
Два Папы говорят в основном на английском. И подшучивают над ним: «ужасный язык, столько исключений для каждого правила» как будто это они про греческий.
А вот латынь, напротив, полезна, особенно когда Папа собирается сообщить кардиналам дурные вести: «Возмущаются только 20 %, потому что только 20 % понимают, о чем я говорю».
Среди этих 20 % и будущий Папа, кардинал Бергольо. В первой их совместной сцене с будущим Бенедиктом XVI они обмениваются репликами на латыни: «Quid est nomen carminis quod cantas? — Regina Saltans. — Cantant Abba» Как называется песня, которую ты напеваешь? — «Dancing Queen». — [Ее] поют Abba. Бергольо демократичен, полон жизненных впечатлений. Ратцингер сам бестяще играет и вообще прекрасно знает музыку, но — академическую.
Поэтому, когда они снова встречаются через 7 лет в других обстоятельствах, и вспоминают тот разговор, новая беседа начинается так: «Ultima qua convenimus occasione, latine locuti sumus. — Conventus brevissimus erat. Obsecro, non Latine. Numquam studiosus fui ut tu, Sancte Pater» В последний раз, когда мы встречались, мы говорили на латыни. — Встреча была очень короткой. Пожалуйста, не [будем теперь говорить] на латыни. Я никогда не был таким ученым/прилежным, как вы, Святой Отец.
Латынь доступна Бергольо, он говорит на ней, но, будучи сторонником обновления, выбирает для диалога с консерватором Бенедиктом XVI живой язык. При этом он признает, что латинский — язык прилежных и ученых людей.
Однако свое последнее слово, слово отречения, Бенедикт XVI произносит все же на латыни, и это плохие новости для кардиналов, которых они, как и было предсказано, не понимают.
Фильм дословно цитирует официальное заявление Папы: «Quapropter bene conscius ponderis huius actus plena libertate declaro me ministerio Episcopi Romae, Successoris Sancti Petri, mihi per manus Cardinalium die decima nona Aprilis anni bis millesimi quinti commisso renuntiare» Хорошо осознавая всю серьезность и ответственность этого акта, я с полной свободой заявляю, что отказываюсь от служения Римского епископа, Преемника Святого Петра, вверенного мне Кардиналами 19 апреля 2005 года. Заметим, что Римский престол использует современный календарь, а не языческий календарь Римской империи. Политически это оправданно, но все же здесь есть потенциал для подлинного консерватизма.
#киносреда от Бориса Орехова
2 минуты
30 октября 2023