Найти в Дзене

Навык разделить большую задачу на несколько маленьких дел, а их - в свою очередь- на несколько микродел, - важный в жизни и в преподавании.


Когда 5 лет назад моя знакомая обратилась ко мне с просьбой научить её дочь пересказывать, я не знала, как решить этот вопрос. С сыном пересказ получался между делом. Мы обсуждали, проигрывали, рассказывали друг другу и другим прочитанное, но специально не учила его пересказывать.

На занятия скорочтением используются алгоритмы смыслового чтения и ответов на вопросы после чтения. Но они работали именно в программе быстрого чтения. Я думала, будут ли работать отдельно? И как научиться связному рассказу, если только отвечаешь на вопросы? Как построить работу и научить кого-то составлять краткий рассказ по прочитанному тексту после ответа на вопросы?

Такие вопросы мучали меня перед началом занятий с первой ученицей по пересказу.
Мы начали заниматься по привычному мне алгоритму, взятому из курса скорочтения. Но я добавила ещё упражнения по нахождению мысли в пословицах и фразеологизмах. Мы учились формулировать то, что внутри думалось по поводу пословицы. Это оказалось сложным занятием.

Даже на минувшем миникурсе ребята в группе 13-14 лет говорили, что понимают, а сказать не могут. Но, согласитесь, ни собеседника, ни слушателей доклада, ни экзаменатора не удовлетворит такая позиция. Им нужны внятно выраженные мысли. Поэтому и на уроках по пересказу, и на миникурсе прошу проговорить то, что "понимается". Это первый и важный этап, этот навык мы отрабатываем постоянно.

Возвращаясь к методу разделения большой задачи на маленькие задачки, скажу, что тогда, 5 лет назад, большую задачу по освоению пересказа я разложила на понятные стратегии, которые 4 года шлифую и предлагаю ученикам. Так, постепенно учились и учимся рассказывать о прочитанном.
1 минута