Найти в Дзене

"Девушка, подающая надежды" Эмеральд Феннел (Promising Young Woman, 2020) — месть в розовом цвете.


Так вышло, что я только после просмотра узнала имя режиссёра, но была заранее уверена, что фильм сняла женщина. Тема безнаказанных изнасилований среди студенчества (напилась, была под кайфом, недостаточно яростно возражала и т. п.) вряд ли могла бы заинтересовать представителей сильной половины человечества. И если вам покажется, что Эмеральд Феннел сгустила краски, то почитайте историю Эммы Сулкович, студентки Колумбийского университета, везде носившей с собой по кампусу матрас, на котором её изнасиловал однокурсник. Благодаря акции под названием "Неси ношу свою" и поддержке прессы, Сулкович удалось привлечь внимание к систематическим домогательствам и изнасилованиям в студенческой среде. До её перформанса такие "издержки" студенческой жизни считались чуть ли не нормой. Так что рассказанная Феннел история — не такая уж хитрая выдумка...

Главная героиня фильма — харизматичная красавица Кассандра — работает бариста в захудалом кафе. Кукольная блондинка в свои 30 лет живёт с родителями; у неё нет ни парня, ни денег, ни образования — практически ничего, кроме своеобразного хобби. По вечерам Кассандра посещает клубы и бары, в которых притворяется в стельку пьяной. В каждом заведении находится хотя бы один "заботливый" мужчина, который отвозит невменяемую девушку к себе домой, предлагает ей там ещё выпить, а потом пойти прилечь... вместе с ним. В самый ответственный момент с Кассандры неожиданно слетает весь хмель, после чего очередной потенциальный насильник попадает в её блокнот мести. Оказывается, Кассандра, бывшая одной из лучших студенток медицинского колледжа, мстит за свою подругу Нину. Та была прилюдно изнасилована на вечеринке в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, после чего покончила с собой. В то время как счастливо избежавшие ответственности преступники успешно закончили колледж, получили престижные работы, жён-моделей и уважительное отношение окружающих. Судьба Нины не даёт покоя только Кассандре, которая и рада бы, но не может забыть о трагедии.

"Девушка, подающая надежды" — это выполненное в пастельных тонах описание пост-травматического синдрома, который просто с мясом вырывает людей из жизни. Чтобы его заполучить, иногда достаточно куда меньшего зла, чем изнасилование. И вот вроде бы прошло уже три, пять, семь лет, и ты как-то живёшь, работаешь, выбираешь себе одежду, наносишь макияж, но при этом остаёшься полностью сломанной внутри. Что, с точки зрения Эмеральд Феннел, может помочь в такой ситуации? Может быть, любовь? Нет, в фильме любовь — такое же субъект-объектное проявление мужчины в адрес женщины, как и насилие, только с другим антуражем. Режиссёр видит возможность помощи и выхода из тяжёлой ситуации только в прощении, о котором, чтобы оно состоялось, необходимо попросить. Один из злодеев, продажный адвокат, из-за которого Нина не смогла защитить себя в суде, — становится яркой иллюстрацией, почти формулой раскаяния, по которой можно решить эту психотерапевтическую задачу. Жаль, что в этой истории, как и в жизни, под формулу раскаяния попадают немногие. И избавиться от тяжёлой ноши посредством прощения У Кассандры, увы, не выйдет.

Помимо того, что фильм поднимает одновременно важную и непопулярную тему, является болезненно-обличительным высказыванием против насилия и, в целом, содержит значительный пласт морально-этичеких расссуждений, — это ещё и отличный триллер, сделанный крепкой рукой, с захватывающими поворотами сюжета и неожиданной концовкой. Просмотр позволяет нырнуть на любую глубину в зависимости от ваших персональных кинозадач на вечер. В любом случае не зря потратите время.
"Девушка, подающая надежды" Эмеральд Феннел (Promising Young Woman, 2020) — месть в розовом цвете.
3 минуты