Найти тему

КАК БРАТ С СЕСТРОЮ ДОМ ДЕЛИЛИ в Борисоглебских слободах, 1867


Уже приходилось здесь сказывать истории, сочиненные по отчетам волостных судов.

Есть возможность рассказать о том, что такое был волостной суд, например, в Борисоглебской волости Ростовского уезда - с «картинкой» - кратким разбором дела о дележе дома, случившемся в 1867 году.

Итак, на тот момент в волости числились 2623 крестьянин временнообязанных графа
В. Н. Панина, занятых по большей части «огородничеством и земледелием»; многие «на заработки» уезжали в столицы, где живали «по целым годам».

Единственная школа содержалась земским пособием, учителями там были священник и его жена за 250 рублей жалованья. Волостной старшина - грамотный, более 15 лет вел мелочную торговлю в Петербурге, получал 150 руб. жалованья и 240 руб. на разъезды по делам службы. Волостной писарь из местных крестьян.

Волостных судей 12, из них 8 грамотных. В судьи выбирали голосованием на волостном сходе на 3 года, они чередовались по заседаниям: в каждом участвовало 4 судьи. Волостные судьи служили без
жалованья, но их освобождали от натуральных сельских повинностей.

В судьи крестьяне шли неохотно: «хлопот много, от своей работы отрываешься, да еще врагов и недоброжелателей наживешь».
Суд созывал старшина не более 25 раз в год.

«Гражданские дела в. суд решает большею частью по закону; по обычаю решаются только дела о наследстве и о разделах, которые разбираются на с. сходе и обыкновенно кончаются миролюбно; если дела эти доходят до в. суда, то
он, при решении сих дел, также принимает в руководство местные обычаи».

Примерно так разбиралось то самое дело из заголовка.

10 мая 1867 года волостной суд рассматривал просьбу М. Шаковкина о том, чтоб разделить его с сестрой О. Шаковкиной «в дому». Для второй стороны это заявление оказалось полнейшим сюрпризом: она «заявила, что она не слыхала о заявлении брата о разделе». Да и вообще «согласна была бы добровольно разойтись».

Правда, «добровольного» определения - кому какие комнаты должны отойти - не получилось. Потому суд вошел в подробности и поделил дом Шаковкиных так.

Истец М. Шаковкин получал «на лицо комнату въ 3 окна и другую на сторону и 2/3 двора». Для ответчицы О. Шаковкиной отвели «наперед комнату в два окна, напротив чулан и 1/3 во дворе».

Вход в комнаты О. Шаковкина должна была сделать «отдельно от общаго теперешняго хода, а до устройства иметь общий».
1 минута