113 подписчиков
🍀Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии. Он отмечается каждый год 14 октября.
🍀Полное название праздника — Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Точной даты и истории появления праздника нет. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что события произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года.
В основе праздника — предание о явлении Богородицы в Константинополе. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились святыни — риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. По легенде, в то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, в других — что Ее видели только Андрей и его ученик Епифаний. Богородица начала молиться, затем подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал Ее голову, и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.
🍀Нестеров Михаил (1862-1942)
ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ
1914.
В 1907 году Нестеров принял заказ от великой княгини Елизаветы Федоровны на оформление храма Покрова Пресвятой Богородицы в задуманной ею Марфо-Мариинской обители в Москве. Помимо композиций на стенах: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольного изображения Бога Саваофа и лика Спаса над порталом, художник исполнил все иконы для алтарной преграды, среди них – «Покров Богоматери» (1910). Произведение из собрания Третьяковской галереи написано чуть позже и, судя по архивным документам, также предназначалось для монастыря. Несмотря на стилистическую близость в изображении Богоматери, его иконография более сложная и отличается от общеизвестного канона. Скорее на нем изображен тип Богоматери Оранты с предстоящими святыми, в которых нетрудно увидеть коленопреклоненных Марфу и Марию. Они представлены в тех же одеждах и с теми же атрибутами, что и на иконе местного ряда иконостаса. Стоящие за ними Архангелы внешним обликом полностью соответствуют их изображениям на стенных росписях. В верхней части композиции, над головой Богородицы, художник поместил легко узнаваемый Покровский обительский храм.
Произведение исполнено на высоком художественном уровне в нежном колорите голубых и коралловых тонов и является уникальным памятником искусства эпохи модерна.🍀
2 минуты
14 октября 2023