Найти в Дзене

Предлагаю эти киновыходные посвятить мрачной теме, в духе Эрнста Амадея Гофмана с его двойниками и дьявольскими эликсирами. Смотрим фильмы о том, что бывает, когда бесталанный человек присваивает себе чужие творческие достижения (спойлер — ничего хорошего).


"Идеальный мужчина" Яна Гозлана (Un homme idéal, 2015). 26-летний Матьё Вассёр мечтает стать писателем и честно трудится над своим первым романом. Творчеством на жизнь заработать не получается, издатели возвращают рукопись с дежурным вежливым отказом, и Матьё вынужден подрабатывать грузчиком. И вот, в один из дней, герой получает задание освободить квартиру умершего старика от его вещей, среди которых обнаруживается рукопись покойного — ветерана Алжирской войны. Невероятно талантливая рукопись. Кто бы смог побороть такое грандиозное искушение? Конечно, герой перепечатывает солдатский дневник, выдаёт рукопись за свою и добивается столь желанной ему литературной славы.
Но можно ли получать удовольствие от признания, если оно на самом деле не относится к твоим достижениям? И точно ли у покойного Леона Вабана не осталось друзей, которые воевали вместе с ним в Алжире, и могут узнать себя в украденном тексте? "Идеальный мужчина" — убедительный и очень драматичный рассказ о том, что такого рода украденный "успех" — беспроигрышное основание для трагедии.

"Ты встретишь таинственного незнакомца" Вуди Аллена (You Will Meet a Tall Dark Stranger, 2010). Один и лучших фильмов режиссёра, в котором настолько полно раскрыта тема иронии судьбы, что даже самому Аллену, судя по его последнему фильму, добавить к ней уже нечего. Хитро сплетённые сюжетные линии иллюстрируют злые шутки фортуны: пожилой мужчина, испугавшись наступающей старости, ударяется в отрицание и молодёжные развлечения. Его дочка, вышедшая замуж за писателя и утомлённая безденежьем, убеждает себя, что богатый начальник вот-вот полюбит её и обеспечит роскошной жизнью. А её муж, писатель по имени Рой, в свою очередь, ищет вдохновения у соседки, активное заигрывание с которой расстраивает помолвку девушку и вынуждает его занять место жениха... Вот тут-то и вступает мотив украденной рукописи. Рой не богат, потому что никак не может продвинуться в работе над вторым романом. И тут "очень кстати" погибает в аварии его друг, недавно дописавший роман, который оказался огорчительно лучше всех попыток Роя. Конечно же, кража состоится.
Вуди Аллен иначе, чем Ян Гозлан, разгрывает эту сюжетную карту — легко и остроумно. "Ты встретишь таинственного незнакомца" — максимально поучительная картина о том, что лучшее враг хорошего.

"Крупный план" Аббаса Киаростами (Close-Up / Nema-ye Nazdik, 1990). Иранский фильм, основанный на реальных событиях и рассказывающий историю Хоссейна Сабзиана. На первый взгляд, Сабзиан — банальный обманщик. Разговорившись в автобусе с попутчицей, он узнаёт, что она и её семья — поклонники режиссёра Мохсена Махмальбафа. В это момент Сабзиан как-то даже бессознательно пускается в обман, сообщая госпоже Аханки, что он и есть автор сценария, читаемого им здесь же, в автобусе, — то есть Мохсен Махмальбаф. Самозванец становится вхож в дом госпожи Аханки и даже умудряется занять у её семьи довольно крупную сумму денег. В фильме будут показаны и разоблачение, и суд. Но самое интересное в нём — это мотив Сабзиана. В украденном имени его пьянит не материальная выгода от обмана (не так уж она и велика), а то уважение, которое окружающие оказывают ему, принимая за великого режиссёра. Вот соблазн, перед которым главный герой не может устоять. Ему так страстно хочется быть уважаемым и успешным, что в какой-то момент он и сам уже перестаёт различать, где правда, а где ложь. Оригинальное решение темы нашего уикенда и такой свободный Иран на экране, что трудно в него поверить.
Предлагаю эти киновыходные посвятить мрачной теме, в духе Эрнста Амадея Гофмана с его двойниками и дьявольскими эликсирами.
3 минуты