149 подписчиков
КАК ПЕРЕСТАТЬ КРИТИКОВАТЬ И НАЧАТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ?
Часто последнее время я устаю от взаимодействия с дочкой. Моя усталость отзывается в теле, мозг подхватывает эти сигналы и выдает усвоенные из прошлого опыта установки.
Если я не вношу в этот процесс осознанности, то мои мысли могут исказить реальность, произнося нечто вроде "Моя дочь не должна вести себя так" или "Воспитанные дети так себя не ведут". С этими догматичными фразами расходятся мои истинные взгляды на воспитание! Ошибка заключается в том, что порой мы не сопоставляем свои мысли с собственными ценностями, а слепо принимаем их как истину.
Особенно часто это проявляется под воздействием советов и вмешательства со стороны общества и отношения многих людей к активным и шумным детям. Я же осознаю, что моё стремление угодить внутреннему критику и внешним ожиданиям, не соответствуют тому, что важно именно мне. Это приводит к непринятию ситуации и, как следствие, к злости, разочарованию, раздражению и обиде. Моё настроение портится, и под гнетом всего этого становится сложно действовать продуктивно. Что наносит ущерб детско-родительским и любым другим отношениям.
Недавно с дочкой были на мастер-классе в местной библиотеке. После мероприятия я спросила, понравилось ли ей, на что она ответила: "Да, но было долго". Мы были в этом месте впервые, и некоторые организационные моменты остались для меня за кадром. Большинство детей в группе были старше, само мероприятие длилось час, да и преподаватель задержался в пробке. Разумеется, столько времени удерживать внимание четырехлетний ребенок не способен в силу возрастных особенностей.
Я помню свою первую реакцию, когда дочь сначала развлекала остальных детей шутками, а потом встала из-за стола, чтобы посмотреть книги на полках. Мне стало сложно усидеть на месте, а в голове звучало: "Это неудобно, она отвлекает всех и мешает мероприятию".
Но потом заметила происходящее со мной и значительно успокоилась. И вот почему. Во-первых, нет ничего неправильного в том, что ребенок действует согласно своему возрасту и проявляет интерес, а также освобождает энергию — это хорошо! Во-вторых, если я начну превращать нормальное детское поведение в проблему, это повлияет на мои действия. Более того, я, возможно, неосознанно передам своей дочери сообщение: "Ты должна быть такой, какой я тебя вижу", "Я принимаю тебя только при определенных условиях". Никому от этого лучше не станет.
Вывод очевиден: не следует ожидать от ребенка того, что он не в состоянии выполнить из-за своего возраста или настроения. Лучше изменить обстоятельства, чтобы учесть его потребности и возможности.
В данной ситуации, мы вместе посмотрели книги, я помогла дочери доделать фигурку из глины, и мы ушли раньше, чтобы она могла отдохнуть. Это оказалось гораздо лучшей стратегией, чем если бы я начала ругать ребенка за естественное поведение, следуя своим автоматическим реакциям.
Представьте, когда то же самое мы делаем В ОТНОШЕНИИ САМИХ СЕБЯ. Критикуем, поторапливаем, не учитываем своего состояния, контекста жизненной ситуации, зону ближайшего развития.
Часто мы проявляем отзывчивость к состоянию близких, поддерживаем их. Но нам бывает крайне сложно относиться аналогичным образом к самим себе. Это как путешествие по тропам жизни, когда-то прекрасное, наполняющее впечатлениями и положительными эмоциями. А иногда сложное и требующее сил.
❓Какого попутчика вы выбираете для такого путешествия: критику, которая порой приводит к злости и обидам, или поддержку, которая позволяет нам принимать себя и стремиться к лучшему?
❓Каким попутчиком мы являемся сейчас для себя?
❓А какой приведет к более осознанному и конструктивному отношению с собой?
3 минуты
12 октября 2023