Найти тему
158 подписчиков

Почему Ford черный


«Вы можете получить “Форд-Т” любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным». Никто не знает наверняка, произносил ли Генри Форд эти слова или нет.

Эта модель действительно выпускалась только в черном цвете целых 12 лет, а в семь других модельных лет были доступны другие цвета — зеленый, ярко-красный, темно-синий, коричневый, бордовый и серый. Хотя, признаюсь, мне и правда трудно представить эту машину в другом цвете, кроме черного.

Почему черный? Во-первых, это красиво. На самом деле, это не во-первых, а во-вторых. Потому что на первом месте для Форда всегда была экономия. В книге "Моя жизнь. Мои достижения" Форд писал, что делегировал сотрудникам любые функции, а сам каждый день занимался тем, что искал, где и на чем хоть на цент снизить себестоимость без ущерба для качества. Черная краска была одним из способов сэкономить, причем экономия на краске компенсировалась качеством деталей двигателя и внутренних частей машины.

Что интересно, есть несколько версий по поводу экономии:
✅ кто-то пишет, что черная краска быстрее сохла, и это позволяло сократить цикл производства;
✅ кто-то — что она в принципе была самой дешевой (видимо, в закупке);
✅ кто-то говорит о том, что в условиях конвейера один цвет позволял не тратить время на перенастройку оборудования.

В общем, что бы там не говорили, а Генри Форд был гением в выборе стратегии управления прибылью. Исходя из формулы финансовой модели, таких стратегий всего 4: 2 стратегии роста и 2 стратегии сокращения, у каждой из которых есть свои ограничения.

В те времена машин выпускалось мало, а производителей было много. Каждая компания стремилась как можно чаще удивлять публику новыми техническими и дизайнерскими "фишками", наращивая цену. Форд впервые применил иной подход к бизнесу: продавать дешевле и больше. "Форд Т" выпускался без изменений почти 20 лет. Зато его цена не росла, а снижалась: в 1908 году 850 долларов, в 1914-м 550 долларов, в 1917-м 350 долларов. Средняя зарплата в США в 1910 году составляла 48 долларов в месяц. Большинство автомобилей других фирм находились в ценовом диапазоне 1100-1700 долларов.

Можно заметить, что Форд комбинировал стратегию увеличения количества проданных товаров со стратегией сокращения переменных затрат (к которым относится и краска, потому что затраты на нее прямо зависят от выручки или объема продаж). При этом количество проданных машин ограничивается объемом рынка, а возможности снижение переменных расходов ограничено предельными требованиями к качеству автомобиля. Как показало время, такая комбинация принесла компании успех.

Кстати, Форд впервые начал выплачивать не только управляющим, но и рабочим ежегодные бонусы в зависимости от прибыли компании, внедрив тем самым систему мотивации персонала. А вот с современной точки зрения на кредиты как драйвер роста компании Форд поступал неоднозначно: он единственный в истории крупный промышленник, который не брал в долг, не занимался финансовыми операциями и не выпускал ценных бумаг, а развивал производство только за счет собственной прибыли. Это было его символом веры.

В общем, Генри Форд был не только гигантом предпринимательства, но и социальным новатором. Согласны с этим? Или поддерживаете марксистов, которые считали, что Форд развращает рабочих, притупляя у них классовое чутье? И как относитесь к машинам ford? Я недавно видела нежно-розовый автомобиль этой марки с брутальным мужчиной за рулем и испытала двойственные чувства. Все-таки ему идет черный)
2 минуты