Найти тему
859 подписчиков

Топливный шантаж сработал


В конце минувшей недели стало известно, что с октября власти восстанавливают топливный демпфер в полном объёме. Шантаж со стороны нефтяников, устроивших рукотворный кризис на внутрироссийском рынке топлива, достиг своей цели. Теперь бюджетные средства опять потекут в их карманы мощным потоком.

 В нашей недавней статье «Ценовые рекорды на автозаправках» («Правда», №100 от 15.09.2023) мы подробно описывали причины топливного кризиса, который мы наблюдаем с августа этого года. Коротко говоря, суть в следующем.

Несколько лет назад в нефтяной отрасли начался налоговый манёвр, состоящий в том, что экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно заменялась налогом на добычу полезных ископаемых. В результате у нефтяников появился стимул гнать всю свою продукцию за рубеж, так как там почти всегда цены выше. Поэтому, чтобы обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами, государство стало компенсировать нефтяникам разницу между внутренними и экспортными ценами. Так появился топливный демпфер.

Выплаты по демпферу исчислялись многими сотнями миллиардов в год. Так, по итогам 2022 года нефтяники получили от государства 2,16 трлн рублей. Для сравнения: доходы федерального бюджета в 2022 году составили порядка 28 трлн, а расходы — порядка 31 трлн рублей. Наглядно это можно интерпретировать так: если бы не выплаты по демпферу, то дефицит бюджета за 2022 год мог бы быть примерно втрое ниже.

Совершенно очевидно, что в нынешних экономических условиях государство уже не может себе позволить такую щедрость. Тем более что после введения европейского эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты в начале этого года стало не совсем понятно, что такое экспортная цена, до которой нефтяникам надо компенсировать разницу с внутренними ценами. Ведь из-за ограничений они всё равно не могли продавать свою продукцию по ценам внешних рынков; они продавали её с огромными дисконтами и с большим разбросом фактических цен.

Поэтому весной 2023 года правительство предложило сократить топливный демпфер вдвое. Сейчас уместно вспомнить, что говорил при этом министр финансов Антон Силуанов (цит. по Интерфакс, 28 апреля): «Разницу при высоких ценах на Западе — мы компенсировали, при низких ценах на Западе — нефтяники доплачивали [в бюджет; но такое было только вовремя ковидного локдауна. — Т.К.]. Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идёт в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. рублей на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берётся — за счёт демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — сказал Силуанов.

Таким образом, Силуанов признал, что в нынешних реалиях выплаты по демпферу — это в чистом виде дотация нефтяникам со стороны федерального бюджета, приносящая им сверхприбыли.

Идея сокращения топливного демпфера обсуждалась долго, и его введение несколько раз откладывалось: понятно, что лоббисты от нефтяной отрасли не сидели сложа руки. Однако летом эта идея стала приобретать конкретные очертания. Было решено, что изменение вступит в силу с начала сентября. И когда нефтяники поняли, что сокращение демпфера, несмотря на все их лоббистские усилия, всё-таки будет реализовано, они перенаправили свою продукцию за рубеж. Цены на заправках взлетели, а где-то даже наблюдался дефицит: аграрии южных регионов жаловались, что дизтоплива просто физически нет.

Правительство долго не реагировало на этот кризис, а ситуация быстро усугублялась. И когда она стала критической, власти пошли на жёсткие меры: был введён временный запрет на экспорт нефтепродуктов — на неопределённое время, пока рынок не насытится.
Подробнее vk.com/...dey
Топливный шантаж сработал  В конце минувшей недели стало известно, что с октября власти восстанавливают топливный демпфер в полном объёме.
3 минуты