35,1 тыс подписчиков
10 октября - годовщина одного из самых загадочных терактов в мировой авиации, виновники и причины которого до сих пор неизвестны. Следствие велось 2 года, но правоохранитеям так и не удалось докопаться до истины, в результате чего дело было закрыто.
10 октября 1971 года сразу после взлета из аэропорта Внуково потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления ("Аэрофлот"), совершавший рейс Москва - Симферополь. На борту находились 25 человек, включая членов экипажа, погибли все.
Лайнер Ту-104, сконструированный советскими авиастроителями в 50-е годы на на основе дальнего бомбардировщика Ту-16, ставший одним из первых реактивных пассажирских самолетов, не отличался высокой надежностью. За все время была произведена 201 машина такого типа, а уже в 1960 г. производство полностью прекратили. Потому эксперты поначалу склонялись к версии отказа оборудования, пока на деталях самолета не обнаружились следы горения и микрочастицы тротила, ясно указывающие на произошедший на борту взрыв.
Взрывное устройство мощностью около 0,5 кг тротила находилось между одним из сидений левого борта и стенкой и было приведено в действие буквально через несколько минут после вылета самолета из Внуково на высоте менее 1,5 км. Взрывом разрушило левую сторону фюзеляжа, несущие элементы крыла, перебило тяги рулей высоты и направления. Лайнер завалился на правый борт и начал разрушаться прямо в воздухе, пока на скорости 500 - 600 км/ч не врезался в землю недалеко от Наро-Фоминска.
Ответственность за теракт не взяла на себя ни одна из группировок, следователи так и не смогли установить мотивы и личности преступников. Среди летного состава бытовало мнение, что причиной катастрофы на самом деле явились конструктивные недостатки самолета, а выводы следствия были фальсифицированы, чтобы не портить репутацию КБ Туполева и "Аэрофлота". В кругах конспирологов настаивали на версии о перевозке некоего секретного груза в Крым, который самопроизвольно детонировал на борту.
Но наиболее здравой кажется мысль о попытке угона воздушного судна, в результате которого из-за неумелого обращения с взрывным устройством горе-террориста произошел случайный подрыв.
Хотя это нигде не афишировалось, к сожалению, захват воздушного судна в Советском Союзе становился едва ли не обыденностью. Только в 1970-м году было предпринято 4 попытки угона авиалайнера. Об одном из них, совершенном отцом и сыном Бразинскасами, в результате которого погибла молодая стюардесса Надежда Курченко, мы уже делали публикацию на нашем канале.
В 1973 году совершено 5 попыток угона авиалайнера. В частности, 23 апреля пассажир Иван Бидюк, угрожая взрывным устройством, требовал направить такой же самолет Ту-104Б в Стокгольм. Из-за решения экипажа сажать самолет в Пулково, террорист взорвал самодельную бомбу при посадке, в результате чего погиб пытавшийся его нейтрализовать бортмеханик Викентий Грязнов. А 18 мая во время выполнении рейса Иркутск - Чита при попытке захватить террориста Чингиса Юнус-оглы Рзаева, был взорван самолет Ту-104А, при этом погибли 72 пассажира и 9 членов экипажа. 2 ноября того же года во Внуково отряд милиции осуществил первый в истории СССР штурм захваченного террористами самолета.
Именно с 1973 года угон воздушного судна в СССР стал квалифицироваться в качестве самостоятельного преступления. И несмотря на предпринимаемые меры по повышению безопасности, количество преступлений не уменьшалось.
В 1976 году зафиксировано 3 попытки угона, в 1977 - пять, в 1978 - семь, в 1979 - четыре.
И в 80-е годы тенденция продолжилась...
2 минуты
10 октября 2023
507 читали