Найти тему

❓В практике иногда возникает вопрос:

могут ли стороны (особенно обвиняемый и защитник) задавать вопросы следователю в судебном заседании при рассмотрении ходатайства о мере пресечения (МП)?
Вот, например, апелляционные решения Мосгорсуда, в которых приведены доводы защиты о том, что суд не позволил задать вопросы следователю:


Ни в одном из этих решений доводы защиты не были признаны основанием для отмены судебного акта 1-й инстанции (с чем, безусловно, следует согласиться). С другой стороны, в них и не сказано, что задавать вопросы нельзя.
📌На чем основано право задавать вопросы следователю:

🔹 п. 16 ч. 4 ст. 47 УПК РФ --> обвиняемый вправе участвовать в судебном заседании по МП. Участие - это активная деятельность. Вот "присутствовать" - это другое дело, это пассивная форма.

🔹п. 21 ч. 4 ст. 47 УПК РФ --> обвиняемый вправе защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ. А прямого запрета задавать вопросы следователю УПК РФ не содержит.
Полномочия защитника (ст. 53 УПК РФ) также позволяют задавать вопросы в судебном заседании.
Другое дело, что вопросы должны касаться только заявленного следователем ходатайства о МП. Например, можно уточнить какие-то сведения, которые с очевидностью не следуют из текста ходатайства или которые в нем не отражены.
💡Базовый принцип процесса - состязательность сторон. Он предусматривает определенную симметрию в правах и полномочиях сторон. Если исходить из того, что сторона защиты не может задать вопрос следователю, то, соответственно, никто из участников процесса (даже суд) не может никому задавать никакие вопросы. Но представить такое судебное заседание возможно, разве что, в театре абсурда. В то время как в реальной практике иногда (скорее - в большинстве случаев) задать вопросы следователю или обвиняемому просто необходимо, чтобы выяснить все обстоятельства, связанные с МП.
1 минута