412 подписчиков
"Париж, 13-ый округ" Жака Одиара (Les Olympiades, Paris 13e, 2021) — фильм, который спасли последние пять минут.
Для меня Одиар — это в первую очередь "Читай по губам", одна из моих самых любимых картин, и обязательно напряжённый сюжет с элементами триллера или очевидная драма. Я никак не ожидала фильма в стиле "ходят туда-сюда и разговаривают", который мне сначала не понравится, а в последние пять минут направит на весь пройдённый хронометраж такой тёплый ретроспективный отсвет, что вдруг сразу понравится.
В фильме три главных героя: ещё не определившаяся в жизни юная китаянка Эмили (Люси Чжан); маскулинный учитель литературы — афрофранцуз по имени Камиль (Макита Самба), и красотка Нора, коренная француженка родом из Бордо (Ноэми Мерлан). Дело происходит, как это ясно из названия, в 13-м округе Парижа — в подчёркнуто не туристическом районе, за счёт которого в своё время произошло расширение границ французской столицы. Ни Елисейских полей, ни Эйфелевой башни, ни Лувра — обычный спальный район, примечательный разве что исторически сложившейся многонациональностью.
Камиль снимает комнату у Эмили, однако после двух недель аренды и секса без обязательств заявляет ей, что она в него влюбилась, а он в неё нет, поэтому он должен уехать. Эмили, изначально очень одинокая и готовая проникнуться чувством в ответ на любое тепло, довольно мужественно сносит выходки Камиля, а на финальное заявление уверенно отвечает ему, что он будет по ней скучать. После романтического приключения на съёмной квартире Камиль решает поставить педагогическую карьеру на паузу ради заработка в агентстве недвижимости. Его коллегой становится ещё одна очень одинокая женщина, Нора, с которой он, конечно, тоже завязывает интрижку. Здесь судьба до некоторой степени возвращает новоиспечённому риелтору его дурной поступок, поскольку Нора не особенно заинтересована в Камиле, её гораздо больше волнует вебкам-модель по имени Амбер, с которой она проводит время за обычными дружескими беседами. Но Камиль и этим не ограничивается: он предлагает Эмили остаться друзьями и знакомит её с Норой, чтобы было с кем обсуждать перипетии нового романа.
То разводя, то снова сталкивая героев, режиссёр не забывает как будто случайно обмолвиться о бабушке Эмили, которая, будучи её единственным близким человеком в Париже, даже не узнаёт свою внучку; о том, что Камиль рано потерял мать, а вместе с ней желание строить чреватые горем близкие отношения; а Нора вообще предстаёт эдакой героиней Вирджинии Вулф, которая всё пытается встать хоть на какие-нибудь социальные рельсы, но в итоге понимает, "что надо было дерево на картине ближе к центру передвинуть, а вовсе не замуж выходить". И никто не виноват ни в ужасном дефиците тепла, ни в отчаянном страхе близости, ни в своей инаковости, но объясняющие всё обстоятельства никак не облегчают зрителю чувство безысходности: как будто нам предложено сложить пазл из совершенно не подходящих фрагментов; и как-то заранее грустно от того, что он не сложится. Не может сложиться.
Я уж ожидала, что всё закончится задумчивыми взглядами каждого из героев в окно, демонстрацией мёртвой птицы, уходящим вдаль автобусом; в общем, подготовилась морально к концовке в стиле довлатовского автора "с явными литературными способностями". И тут Одиар, как настоящий демиург в своей маленькой киновселенной, берет и чинит всё одним махом. Да так, что на последних минутах просто перехватывает дыхание от того, что и для героев (и, видимо, для всех нас) всё ещё есть надежда. Какое же это редкое, почти утраченное современным кинематографом мировоззрение — оптимизм. Ради такой встречи и ста пяти минут на просмотр не жалко.
3 минуты
17 октября 2023