1736 подписчиков
Корабли – караваны морей! Судоходство по праву считается одним из наиболее выгодных способов доставки груза. Непогода очень редко представляет серьезную опасность для современных кораблей. Другое дело – лёд.
Суда для раскалывания льда известны еще со средневековых времен и распространены были, конечно, в странах Скандинавского полуострова и на севере Европы. Они использовались для раскалывания речного льда и расчистки доступа к портам и пристаням.
Но настоящая история ледоколов начинается с изобретения парового двигателя. Судна становились мощнее и проходимее, но даже тогда не решались еще подступаться к Северному Ледовитому океану. Только в конце 19-го века, в 1898 г. в Российской империи появляется первый в мире ледокол арктического класса – Ермак. Над «тех заданием» для ледокола работала целая комиссия, в составе которой были такие известные люди, как Менделеев, Янковский и адмирал Врангель.
А вот исполнять заказ взялись англичане, а именно компания Armstrong Whitworth. Ледокол был построен менее, чем за год. Судоходство в Северном Ледовитом вышло на новый уровень. Больше не нужно было зависеть от сезонности и обледенения океана. Ледоход выручал затертые во льдах пароходы, а также водил за собой целые караваны многотоннажных судов вплоть до своего списания в 1963 г.
В сравнении с обычными кораблями ледоколы медлительны, но имеют гораздо более прочную обшивку и винты. Нос ледокола не такой острый как у обычного корабля и в полтора раза толще своей кормы. Если пласт льда сравнительно тонкий, то ледокол заходит на него носом и проламывает его своим весом. С более толстыми пластами приходится действовать аккуратнее. Такой лед нужно таранить с нескольких попыток, после каждой из которых ледоколу приходится немного пятиться назад, чтобы взять новый разбег.
Сегодня без этих машин представить себе эффективную морскую логистику просто невозможно.
1 минута
20 октября 2023