Найти тему

Итак, понимание невозможно через описание.

Учебники описывают, учитель объясняет, сам «познаватель» обычно находится плюс-минус в километре от познаваемого объекта, даже если ему интересно, этого мало.
Хороший вариант, когда учитель рассказывает про свои затыки в теме и помогает ребенку опереться на эту свою уязвимость, чтобы победить кусочек предмета, задачи или понятия.
Хороший вариант, даже необходимый, но недостаточный. В этом такте важно еще, какие метакогнитивные послания учитель выдает на голову учеников: «это очень сложно», «пропустишь  - не поймешь», «это трудно для твоего понимания»…. Если они примерно такие – ничего хорошего они не принесут. Это понятно. Наши метакогнитивные убеждения правят нашим сознанием и несознанием  в очень большой степени.
Итак, совсем хороший и необходимый такт – учитель знает, где сложности были у него самого, он помнит, как эти сложности преодолел, он показал ученику этот чулан своего незнания и при этом приговаривал – уж у тебя-то точно получится, я ведь был гораздо слабее тебя в этом возрасте….
А что дальше, а дальше учителю нужно остановиться и понаблюдать – а где затыки у самого ребенка. На это обычно ни у кого нет времени на занятии (на урочном, частном – неважно). Что имеется в виду: у учителя сложная задачка – ему нужно внимательно всмотреться в то, что происходит в невидимых процессах установления новых нейронных связей. Часть этого чулана освещается речью и поведением ребенка, нужно только поработать с этим внутри учительского сознания.
Вот свеженький пример:
график равноускоренного движения. На доске нарисовано, все размеченно, разжевано, по классу разыграно, пройдено, ноль изображен и так и сяк, про опыт ошибок уже рассказано, но я вижу, что четыре человека «не врубаются». Это видно по особому внимательно-пустому взгляду. Таким взглядом ребятки защищаются от обнаружения, что им непонятно, ведь учитель начнет приставать, а ты хочешь скрыться в надежде, что позже произойдет чудо и тебя осенит и ты все сделаешь….
Вытаскиваю ребяток из небытия непонимания, идут обреченно к доске и пытаются восстановить логику графика – вот как только ребенок начинает бессильно смотреть на изображение – становится понятно, куда идти. Оказывается, он не понимает, где время и расстояние, это ушло от его внимания. Восстановили – это просто. А дальше я вижу, что расстояние на оси игрек он не может себе представить, потому что учитель движется вдоль доски, то есть ребенок отождествляет движение с координатой икс. Ура! Баг выявлен. Как только системы координат на доске и движение физическое по классу  синхронизированы -  в мозгах встретились нужные синапсы и процесс запустился. К нему еще нужно не раз вернуться, но небольшой узел нужных смыслов есть и на него можно опереться. Здесь же включились метакогнитивные паттерны – у тебя же отличное воображение, позволь ему помочь тебе, ты ведь можешь получить удовольствие от своей мультяшки в голове…
А что же остальной класс? Скучает? Ребятам на самом деле интересно, как работает сознание в моменте времени и они наблюдают за этим шоу, чтобы перестать писать на контрольной вместе с решением – правильным и полным: «извините, я тупая»…, иногда взамен встречается запись – мои синапсы сделали, что смогли…
© Radu Jianu/Brown University
Итак, понимание невозможно через описание. Учебники описывают, учитель объясняет, сам «познаватель» обычно находится плюс-минус в километре от познаваемого объекта, даже если ему интересно, этого мало.
2 минуты