15,1 тыс подписчиков
Загадка «Демона»
🔸Опера «Демон», чья мировая премьера состоялась в Мариинском театре в 1875 году, довольно быстро стала популярной — не только дома,
в России, но и в других странах.
🔸Среди её первых постановщиков за рубежом в 1899 году был Густав Малер, в то время бывший музыкальным руководителем Венской придворной оперы. «Демон» исполнялся на немецком
языке по изданным в Германии нотам. Однако в них было одно место, которое для Малера стало загадкой.
🔸В поисках разгадки он обратился в Дирекцию императорских театров в Петербурге. Письмо Малера попало в Мариинский театр, где «Демон» уже шел. Вопрос Малера был о том инструменте, который сопровождал появление старого сторожа в 3 акте. В нотах был указан там-там, но исходную комбинацию
с трудом можно было на нем исполнить. Малера интересовало, какой же такой диковинный инструмент имел в виду Рубинштейн и можно ли одолжить его для венской премьеры из Петербурга.
🔸Ответ Малеру написал служащий театра, оперный бас Осип Палечек.
Во-первых, он знал немецкий язык, а во-вторых, как участник оперы (он исполнял партию Гудала), знал все нюансы постановки. И оказалось, что вместо там-тама Рубинштейн имел в виду обыкновенную
чугунную доску. Палечек объяснил это Малеру в ответном письме и даже приложил рисунок, как это должно выглядеть на сцене и как по ней должен ударять исполнитель роли сторожа («ударами, наносимыми двумя деревянными
колотушками, он подает обитателям монастыря знак, что несёт вахту»).
🔸Таким образом в Вене тогда услышали аутентичную задумку композитора. А нынешним постановщикам не приходится ломать голову, что же имел в виду
Рубинштейн в этом фрагменте своего «Демона».
🔸А узнали мы эту историю благодаря исследованию московских музыковедов Инны Барсовой и Даниила Петрова «К истории постановки „Демона“ А.Г. Рубинштейна в Венской Придворной опере. Краткая переписка Густава Малера с Мариинским театром».
1 минута
4 октября 2023