411 подписчиков
"Голгофа" Джона Майкла Макдоны (Calvary, 2013): "Не отчаивайся и не обольщайся".
Сегодня речь пойдёт об интересной и оригинальной драме ирландского режиссёра Джона Майкла Макдоны. Нажимая "play" практически наугад, я не ожидала, что посмотрю картину с такой сложной проблематикой: о смещённой ответственности и о жертвенном жребии тех, кто её не боится.
Фильм начинается с того, что отец Джеймс (замечательный Брендан Глисон) — католический священник в провинциальном ирландском приходе — выслушивает исповедь одного из прихожан. Тот рассказывает, что в детстве его на протяжении многих лет насиловал священник, что он не может и не хочет забыть этот ужас и что у отца Джеймса есть ровно неделя, чтобы привести дела в порядок. После этого Джеймс должен будет ответить за бессчётные сексуальные преступления над детьми, годами и десятилетиями сходившие священнослужителям с рук. Таинственный прихожанин приговаривает пастыря к смерти, потому что насиловавший его священник уже мёртв и, кроме отца Джеймса, приглашение на казнь вручать больше некому. Впрочем, для главного героя прихожанин не такой уж таинственный; он знает всех в городке по голосу и оказывается перед выбором: нарушить тайну исповеди и сообщить о злоумышленнике в полицию или собственной жизнью заплатить за чужие грехи.
Основная тема картины не оставляет зрителя равнодушным ни в частности, ни в общем. Разгоревшийся в 1990-2000 годах скандал, связанный с выявлением множества случаев сексуального насилия священнослужителей над детьми, имел большой резонанс, в том числе и в кинематографе. Были сняты "По воле божьей" Франсуа Озона, "В центре внимания" Томаса Маккарти, "Дурное воспитание" Педро Альмадовара и многие другие фильмы. С одной стороны, "Голгофа" вполне логично встаёт в этот ряд. С другой стороны, герой картины — хороший человек, его история отвечает на вопрос: "А как же другие священники, не совершавшие преступлений?", — и получается, что Макдона смотрит на проблему с другого ракурса.
Кинематографическое высказывание ирландского режиссёра отличается ещё и тем, что в нём основным становится более общий план суждений; студиум здесь побеждает пунктум. Ведь все мы имеем за душой затаённую обиду, для которой не существует адекватных способов выражения. И нашим близким людям предстоит нести ответственность за всё, что было содеяно с нами в прошлом: кто-то ненавидит всех мужчин, кто-то всех женщин, кто-то всех собак, кто-то всех священников... По сути не так уж важно, на кого и за что мы возлагаем пресловутую коллективную вину, важно другое — есть ли в этом смысл? Этот вопрос рассматривается и решается в фильме с христианской точки зрения и вне связи с конкретным преступлением.
Другой фокус картины — это деятельное рассуждение главного героя о ценности самой жизни. Отец Джеймс стал священнослужителем по призванию. Он сочетает в себе порядочность, прямоту суждений и внутреннюю силу — качества, которые вызывают в прихожанах не желание последовать за своим пастырем, а желание бросить ему вызов; показать себя перед священником в самом дурном свете и посмотреть, как он будет справляться с такой паствой. Постепенно становится ясно, что у отца Джеймса остаётся всё меньше сил на то, чтобы искать золотники в глубинах чужих душ, особенно когда горожане раз за разом поступают дурно в его отношении. И такая усталость главного героя добавляет сюжету интриги: стоят ли такие люди искупительной жертвы? Зачем ради них стараться?..
Во время просмотра я не раз вспоминала выражение "ангельское терпение", но не в его избитом значении — невиданное, нескончаемое — а в том смысле, что терпение — это страда, которую можно осилить только с божьей помощью. Основной посыл картины, как мне кажется, в этом и состоит: имея веру или хотя бы стойкие жизненные убеждения, многое можно преодолеть — даже такое тяжкое испытание, с которым столкнулся главный герой "Голгофы". Как говорил английский философ Томас Мор казнившему его палачу: "Руби смело, палач. Ты казнишь человека духа".
3 минуты
3 октября 2023
381 читали