7923 подписчика
Онлайн-платформы начали давать публичную информацию о принципах функционирования своих алгоритмов рекомендаций
Крупные интернет-платформы, включая VK, "Яндекс", Ozon, Wildberries, "Сбермаркет", "М.видео-Эльдорадо", ivi и Start, опубликовали на своих ресурсах правила использования своих рекомендательных алгоритмов и "колдунщиков". Согласно новому закону, который вступил в силу 1 октября, социальные сети, онлайн-рынки и онлайн-кинотеатры должны предоставить описание процессов и методов сбора данных, их систематизации и анализа, а также способов применения этих методов при настройке рекомендаций для пользователей. Об этом сообщает "Ведомости".
На главной странице "Яндекса" появился раздел "Правила рекомендаций", в котором разъясняются особенности работы всех сервисов экосистемы, включая поисковый движок. "Яндекс" учитывает различные параметры, такие как история поисковых запросов пользователя, данные об устройстве, местоположение, файлы cookie, язык запросов и результаты поиска. В "Яндекс.Музыке" также учитываются оценки "нравится" и пользовательские предпочтения, а в "Кинопоиске" рекомендации зависят от истории поиска фильмов.
На сайте Ozon появилась отдельная раздел "Работа алгоритмов Ozon". Здесь описывается учет около 300 параметров товаров, включая их характеристики, рейтинг и поведение покупателей (например, оформление заказов, просмотр товаров или добавление их в корзину). Wildberries также сообщает, что собирает данные о всех действиях пользователя на сайте, такие как информация о поставщике услуг, браузере и операционной системе, а также учитывает параметры экрана устройства.
Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации "Интернет-видео", подчеркнул, что закон не требует раскрытия коммерчески чувствительных аспектов работы алгоритмов. Он также отметил, что публикация правил помогает установить доверительные отношения между платформами и пользователями, поскольку рекомендации улучшают пользовательский опыт, помогая быстрее находить подходящие товары или контент.
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин напомнил, что зарубежные сервисы, действующие на российском рынке, также обязаны соблюдать новые требования российского законодательства. Тем не менее, YouTube и Google пока не раскрыли полностью принципы работы своих алгоритмов.
Регулирование рекомендательных сервисов обсуждалось начиная с 2021 года. Ранее рассматривались идеи, позволяющие пользователям самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы, а затем предлагалось доверить такую функцию Роскомнадзору. Владельцы социальных сетей и поисковых систем, включая VK, "Яндекс" и онлайн-кинотеатры, выступали против этих инициатив в разное время.
2 минуты
3 октября 2023