Найти тему

Эксперименты Михаила Шемякина в скульптуре порой принимают необычные формы, как, например, с данной безымянной работой 1985 года. Однако и здесь прослеживаются мотивы, свойственные творчеству Михаила Шемякина.


Увлечение Михаила Шемякина жанром натюрморта начинается с голландской живописи, богато представленной в коллекции Эрмитажа. Художник, изучая глубокий символизм этих произведений, вскоре начал выстраивать собственные натюрморты и наделять их самостоятельными значениями. В них предметы, будто сошедшие с полотен малых голландцев: глиняные кувшины, черепа животных, трубки; сочетаются с едой и предметами быта: ножами, сырами, плодами. С тех пор натюрморты Михаила Шемякина появляются в самых разных сериях и техниках: в живописи с самого раннего периода, в фотографии, в графике, даже в оформлении театральных постановок. Так что не удивительно, что, начав заниматься скульптурой, Михаил Шемякин довольно быстро приходит к переосмыслению натюрморта в пластике.

Данная работа представляет собой бетонные строительные блоки, в «окошки» которых художник ставит выполненные из камня яблоки. В первую очередь бросается в глаза контраст между прямыми линиями блоков и живыми, неидеальными и непохожими друг на друга сложными объемами фруктов. Они напоминают плоды с голландских натюрмортов, часто изображенные перезрелыми, нарочито материальными. Сам Михаил Шемякин в описании жанра предпочитает термин still life – «застывшая жизнь», а также можно вспомнить выражение Дидро – «сырая природа», предложивший этот оборот речи как синоним к «натюрморт» - «мертвой природе». Именно такое чувство естественной, бурлящей материи есть и в ассиметричных яблоках данной скульптуры.
Эксперименты Михаила Шемякина в скульптуре порой принимают необычные формы, как, например, с данной безымянной работой 1985 года.
1 минута